0
3741
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

05.09.2024 19:31:00

Положение женщин в Афганистане ухудшается с каждым днем

Власти пытаются подчинить население скорее не исламским правилам, а нормам обычного права пуштунов

Илья Гужев

Евгений Белков

Об авторе: Илья Андреевич Гужев – младший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН. Евгений Анатольевич Белков – младший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН.

Тэги: афганистан, общество, женщины в афганистане


афганистан, общество, женщины в афганистане Фото Reuters

Несмотря на очевидный крах руководимого Западом демократического проекта в Афганистане, проводившегося с 2001 по 2021 год, одним из признанных его достижений было наличие больших возможностей для женщин в социально-экономической сфере по сравнению с предыдущим периодом. В значительной степени благодаря стараниям неправительственных организаций, имевших, как правило, внешнее происхождение и финансирование, афганки в указанный период получили относительно широкий доступ к образованию и карьере. Например, в СМИ, непосредственно в неправительственных организациях, в сфере предпринимательства и даже в политике.

Женский вопрос в Афганистане привлекает внимание мировой общественности потому, что, находясь у власти в 1996–2001 годах, движение «Талибан» (запрещенная в РФ террористическая организация) существенно ограничивало права женщин. Например, им фактически запретили работать по найму или передвигаться по улице без мужчины-родственника и жестко наказывали за нарушение этих запретов. После повторного прихода к власти в 2021 году талибы неоднократно, но довольно пространно заявляли о своей приверженности соблюдению прав женщин «в рамках шариата».

Наиболее чувствительным стал вопрос женского образования: уже почти три года двери работавших в республиканский период светских школ, а также университетов остаются закрытыми для девочек старше 12 лет (правда, девушки могут обучаться в религиозных школах, медресе). Такая ситуация вызывает недовольство в афганском обществе, в котором за XX и XXI века выросла убежденность в ценности образования.

Более того, непосредственно исламскими нормами обосновать запрет на женское образование нельзя. Поэтому, по словам талибов, он носит временный характер, а условиями полноценного включения девушек в образовательную систему назывались создание некоей «исламской среды» для обучающихся и «очистка образовательных программ от западного влияния». На последней августовской отчетной конференции талибского Министерства высшего образования глава ведомства заявил, что вопрос женского образования требует дальнейшего изучения со стороны исламских ученых, а до завершения этого исследования поднимать этот вопрос запрещено.

Затягивание разрешения этого вопроса можно связать с разногласиями в правящих кругах талибов между условными «радикалами» и «умеренными». После повторного прихода движения к власти в 2021 году заявления о приверженности соблюдению прав женщин звучат именно от представителей умеренных кругов, которых можно связать с «молодым» поколением талибов, чье становление пришлось на годы вооруженного сопротивления американской оккупации и одновременно на период переговоров по афганскому урегулированию с США в Катаре.

Однако главенствующие позиции в «Талибане» сейчас, видимо, сохраняют наиболее консервативные элементы. Выходцы из южных областей Афганистана, эмир и его ближайшее окружение скорее бы согласились с поговоркой «Место женщины либо дома, либо в могиле», чем пошли бы на уступки мировому сообществу в этом вопросе.

В чем еще ограничены афганки? Например, женщине запрещено отправляться в путь без родственника-мужчины на расстояние больше, чем 72 км, или ездить на такси с водителем-мужчиной, как и в принципе оставаться с мужчиной-неродственником наедине. По этой же причине женщине невозможно получить медицинскую помощь от врача-мужчины, хотя нехватка женского персонала в афганском здравоохранении колоссальна. В принципе список запретов обширен, среди них – запрет на посещение спортзалов или парков. В парки афганки все-таки ходят, а вот запрет для них на работу в структурах неправительственных организаций оказался весьма чувствительным для образованной прослойки общества.

В свете того, что запреты талибов осуждаются и представителями мусульманских стран, и большинством исламских ученых-богословов, важно отметить, что в движении скорее пытаются религию подвести под нормы обычного права пуштунов (в том числе так называемый кодекс чести пуштунов «Пуштунвали»), ведь именно в них наиболее четко выражено консервативное отношение к взаимодействию женщины с внешним миром. Как уже было сказано, во всех мусульманских странах женщины могут и учиться, и выходить из дома, и в этом нет противоречия с исламом. Однако, несмотря на существование норм обычного права, талибы никогда публично не признают здесь какой-либо связи с закрытием школ и университетов для девушек. Очевидно, было бы сложно аргументировать запрет, действующий на территории всей страны, традициями только пуштунов, так как кроме них есть и другие народы, у которых не принято такое отношение к женщинам. Поэтому наиболее простой и универсальный способ аргументировать запреты – сослаться на религиозные нормы.

Ограничения свобод женщин уже имеют серьезные последствия для страны. По сути, прекращен выпуск женщин-специалистов из колледжей и университетов. Это значительно ограничивает человеческий потенциал и прекращает преемственность развития в жизненно важных областях, таких как медицина и образование. При этом на текущий момент нельзя сказать, что женщины полностью вытеснены из общественной жизни – врачи продолжают работать, в СМИ женщины сохраняют, хоть и ограниченно, свое присутствие. Таким образом, остается надежда, что талибы из рациональных соображений в перспективе могут восстановить в каком-то виде женское образование хотя бы в таких сферах, как медицина. 


Читайте также


Итальянского «друга Путина» могут отправить за решетку

Итальянского «друга Путина» могут отправить за решетку

Данила Моисеев

Глава партии «Лига» Маттео Сальвини рискует стать жертвой своих ошибок

0
920
Выборы в Молдавии берут под контроль румынские военные

Выборы в Молдавии берут под контроль румынские военные

Светлана Гамова

Бухарест отреагировал на сигнал из Вашингтона об угрозе Кишиневу со стороны РФ

0
1100
Армения продолжает балансировать между ЕС и ЕАЭС

Армения продолжает балансировать между ЕС и ЕАЭС

Артур Аваков

В Ереване начали сбор подписей за проведение интеграционного референдума

0
914
Складывается ли «трехпартийная» система в религиях России

Складывается ли «трехпартийная» система в религиях России

О противоречивых подходах к взаимоотношениям общин

0
798

Другие новости