Фото агентства городских новостей "Москва"
В нынешнем году в школы пришли более 1,2 млн учителей и 18,5 млн учеников. Около 2 млн – впервые в жизни, первоклашки. Но они пришли в школу уже с вполне богатым личным багажом информации, знаний и впечатлений, с представлением о своем будущем. Пришли в школу, в которой, как обычно, их настораживает только настоящее. Но в принципе это нормально. Так было во все времена.
Из своего детства мы помним, что одним из главных достижений советского образования была его бесплатность. Но это мы так только думаем. 100 лет назад начальное образование могли получить только половина детей школьного возраста, а среднее – всего 5–6%. И оно было платным, хотя хорошим для того времени. Потому что учителя дореволюционной поры еще продолжали работать в школе. В начале 30-х годов школы унифицировали. Так же, как и программы, и методики образования. Плату отменили. А в 1940 году плата за обучение появилась вновь. В 8, 9 и 10-х классах средних школ и высших учебных заведениях за обучение платили. И отменили это только в 1956 году.
Наши дети сейчас тоже продолжают учиться бесплатно. Но это опять только самообман.
Я понимаю, что вношу ложку дегтя, но я не знаю других побед нынешнего образования, кроме цифр, приводимых Министерством просвещения. Меня, конечно, радует, что строятся школы и закупается оборудование. Что мы дружны с «цифрой» и наши дети преуспели в этом. Что чему-то постоянно обучаются учителя. Но я живу не в информационном вакууме.
Официальная статистика (мониторинг НИУ ВШЭ) говорит, что в 2021/22 учебном году родители потратили 2,1 трлн руб. на образование детей. За 2022/23 учебный год российские граждане потратили на обучение детей уже 2,127 трлн руб., что соответствует примерно половине трат государства на сферу образования за аналогичный период.
Каждый третий российский школьник вынужден заниматься с репетиторами, подсчитали аналитики Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), услугами частных преподавателей пользуются 28% семей с детьми-школьниками. Причем спрос на эти услуги растет из года в год. И мы дожили до той поры, когда репетиторов нанимают уже в начальной школе. Хотя в норме в младшем школьном возрасте дети обладают огромным интересом к познанию. Внутренняя мотивация у них выражена максимально ярко. И в начальных классах естественно искренне стремиться учиться, говорят ученые.
Общество винит во всем гаджеты и интернетный мусор. Но мусор скорее всего не там. Он в головах взрослых. Современных детей воспитывают взрослые, шарахающиеся от одной идеи к другой. Они непостоянны в своих воспитательных подходах: оценки важны в школе – неважны; детей нужно наказывать – нельзя; учитель нужен в школе – не нужен, а нужен тьютор; школьной программы нужно придерживаться – не надо, часть предметов вообще можно выбросить и т.д.
Образование, конечно, доступнее, чем это было 100 лет назад. Только дети перестают любить школу. Каждый шестой россиянин признается в этом, причем о негативных эмоциях чаще всего сообщают родители учеников пятых–девятых классов (данные сервиса по поиску работы SuperJob). 17% родителей утверждают, что их дети школу не любят или даже ненавидят. Причем 1% из них испытывают к учебным будням ненависть.
Попытки унифицировать школьную программу сводятся в основном к переписыванию учебников. Сколько этих переписываний мы пережили. Умные родители уже давно достали с пыльных полок учебники советского образца и учат по ним своих детей. Там все логично, изложено в системе. И самое странное – по этим учебникам можно учиться. Откройте современные – вы что-то понимаете в них?
Попытки разбудить в школьниках мотивацию к обучению все чаще сводятся сегодня к росту развлекательного контента. Принуждение к труду довольно часто отрицается. Учимся без принуждения – любимый лозунг времени. Или вот еще полюбившаяся мне цитата от популярных психологов – «детей нельзя заставлять что-то делать, это ранит их психику». Поэтому в школе вводятся разные уроки «жизневедения». Дескать, это всем школьникам пригодится дальше. Чьим детям это пригодится? Тем, у кого дома по 10 оплаченных учителей и гувернанток? Викниксоров долой, ждем поющих про курсисток?
Вы знаете, кто нужен большинству родителей? Учитель, который разъяснит конкретному ребенку то, что тот не понял на уроке. Все остальное школьник постигнет дома за разговорами со старшими или на занятиях в кружках.
А проблемы с воспитанием? Мусор надо выгребать из голов молодежных кумиров или свергать их с пьедесталов. Обласканные кумиры молодежи, сдержанные на телеэкране, в блогерских гостиных ведут себя как в сортире. А мы все делаем вид, что это – не диверсия. Вы давно были на детской площадке? Там нет русского могучего: там на мате говорят уже чуть ли не младенцы.
А интеллигентное старшее поколение, втянув голову в плечи, спешит пройти мимо. Этих детей они боятся. Мир для них перевернулся. Так что с рабочим учебным годом всех!