Фото агентства городских новостей "Москва"
Политический тренд 2024–2025 годов – слияние во всех сферах деятельности, от политики до культуры. После президентской кампании совсем немного времени прошло до старта следующего крупного электорального цикла – выборов в Госдуму в 2026 году. Очевидно, что нынешний политический ландшафт сильно поменяется, и парламентские фракции вырабатывают решения по своему выживанию в IX созыве.
Новое время уносит в прошлое ту часть политического пространства, которое сложилось в России еще в лихие 90-е. Однако пережить «ревущие 20-е», похоже, суждено не всем. Все старые партии пребывают в системном кризисе: у КПРФ – кризис лидерства, у ЛДПР – кризис позиционирования, у партии «Справедливая Россия – За правду» – кризис идентичности. И даже «Новые люди» начинают задаваться вопросами удержания позиций той самой новизны. Вероятно появление новых политических проектов, как нишевых, так и напротив – претендующих на конкуренцию за широкий электоральный спектр.
Многие старые политические проекты утратили свою актуальность, либо не соответствуя духу времени, либо проводя слишком сервильную по отношению к власти политику или наоборот – маргинализовавшись и став не просто оппозицией, а непримиримыми врагами действующей власти. Политическому пространству явно требуются перезагрузка и обновление. Новые партии еще могут появиться в России либо путем слияния нескольких старых политических сил, либо напротив – с нуля. Причем на одни партии есть запрос у самих граждан (запрос снизу), а на другие – элитный запрос сверху.
Будущее «Единой России» при президентстве Владимира Путина представляется безоблачным, а рейтинг непоколебимым – потому как партия больше воспринимается политическим аватаром президента в парламентах, чем партией чиновников. И в этом состоит безусловная заслуга ее политических администраторов, особенно в период СВО.
Коммунистическая партия, как бы ни старались ее недоброжелатели, никуда с политического олимпа страны в ближайший политический цикл не денется, однако, очевидно, переживет в ближайшее время период транзита власти – от 70–80-летних партийных бонз к 40–50-летним экс-комсомольцам.
Каких же партий потенциально не хватает на политическом небосклоне России?
Объективно Россия уже давно нуждается в нормальной классической социал-демократической партии вместо размахивающего кувалдой противоправных наказаний лидера справедливороссов и его однопартийцев, требующих национализировать имущество родственников иноагентов. Такой партии, которая защищала бы обычного «маленького человека» – человека наемного труда с его ипотеками, кредитами, проблемами. Когда-то давно такой партией пыталось стать «Яблоко», затем СР, потом КПРФ – но сейчас эта ниша пустует.
Что еще могло бы быть востребованным?
Народно-деревенская партия «Хозяин» – представляющая интересы мелкого бизнеса и частных собственников, индивидуальных предпринимателей и фермеров. Аграрная партия, выступающая за расселение больших городских агломераций, за «одноэтажную Россию» в виде возвращения людей к истокам, жизни на земле. В этом смысле это партия демографического роста – как известно, большую семью легче создать в частном доме, чем в двухкомнатной квартире в многоэтажке. Это партия возвращения граждан из мегаполисов в Россию, ее нового освоения. Иначе говоря, правый вариант деревенской партии крепких хозяйственников-«кулаков», основанный на принципах уважения к институту частной собственности, представления о том, что хозяин – сам себя, свою семью, родню, страну прокормит и защитит. И пусть ему никто не мешает.
Партия традиционных ценностей – может включать в себя как представителей православных, так и исламских традиционалистов, исповедующих религиозные правила в светской жизни. Партия многодетных семей, противников абортов, ЛГБТ (запрещена и признана в РФ экстремистской организацией), нарушения традиционной религиозной этики.
Партия трудовых переселенцев – вариант партии мигрантов, как внутренних, так и внешних, – призвана отстаивать интересы трудовых переселенцев, ставших гражданами Российской Федерации. По различным оценкам, может объединять до 12 млн жителей РФ. Повестка – защита неместного человека наемного труда, помощь в их интеграции в локальные сообщества, борьба с ксенофобией.
Не исключено, что в конечном счете появление новых партий приведет к тому, что в Госдуме-2026 окажется меньше парламентских сил, чем сегодня. Вполне вероятно, что страна вновь вернется к четырехпартийной системе, сократив количество левых партий. С другой стороны, все описанные выше тенденции и потребности в нишевых проектах могут лечь в программы и основания для голосования за уже имеющиеся политические партии.