Фото агентства городских новостей "Москва"
Хиджаб – головной убор, закрывающий волосы.
Никаб – головной убор, закрывающий лицо, голову, оставляя прорезь для глаз.
Паранджа – накидка, полностью закрывающая лицо, для зрения и дыхания – сеточка.
Вопрос ношения женских головных уборов тесно связан и с проблемой потоков мигрантов: большинство едут из мусульманских стран. Есть опасения, как бы Госдума в ответ на упреки в медлительности, непринятии законов о миграции (а кроме упреков недавно был и весьма нелестный эпитет от главы Следственного комитета РФ)... вдруг не ответила «решительным» законом вроде запрета ношения никаба.
Считаю: запрещать никаб нельзя. Нужно запретить «ношение в общественных местах головных уборов, закрывающих лицо: балаклав, никабов, мотоциклетных шлемов с тонированными визорами». Только так: не персонально никаб, а группу закрывающих лицо уборов, где он – через запятую с балаклавами. Элементарные справедливость и предвидение подскажут, как отразится на единстве страны гипотетическое срывание никабов и оставление прочих лицеукрывашек.
Справедлив аргумент против: в Дагестане авторы теракта 23 июня рассчитывали уйти в никабах под видом женщин. Тут у них комплексов и опасений нет. Распространители наркотиков – та же уловка. Никаб запрещен в Таджикистане, Узбекистане, других мусульманских странах.
А вот насчет хиджаба есть несколько, надеюсь занятных, наблюдений.
Случай 1. Виктор Черемухин (Союз журналистов Москвы) летом 2015 года организовал конференцию, встречу российских и турецких журналистов, писателей. Видя немалое число сторонников «евроценностей»... свое выступление я начал с маленькой провокации: «Как вызывающе выглядят сегодня в Москве – XXI века! – эти, у которых: 1) все женщины должны носить платки; 2) всем мужчинам строго запрещено носить галстуки, бриться; 3) женщины не полноправны; 4) масса ограничений в питании, курении?..» И, собрав ожидаемый комплект их одобрений, вдруг уточнил: это я перечислил сегодняшние стандарты русских старообрядцев!
Случай 2. Всемирный успех мультсериала «Маша и Медведь» вызвал рецензии. Цитирую одну: «Самым дальновидным решением было надеть на Машу платок – именно он открыл франшизе рынок Саудовской Аравии, Арабского Востока». То есть платок открыл «Маше» мусульманские страны, а его отсутствие на голове героини при всех достоинствах сериала исключило бы появление на экранах. Но «дальновидное решение» – не какая-то маркетинговая хитрость. Платок на голове – самая необходимая деталь одеяния, образа русской девочки. Может, слишком много ныне выпустили фильмов, «влажных фантазий» с крепостными крестьянками в бикини, так что естественная деталь показалась коммерческим расчетом.
Платки девочек, конечно, не столь строги. Но гляньте на картины русской жизни, платки женщин: тот же скрывающий волосы хиджаб. А требование покрыть голову перед входом в наш храм?
Ни в коем случае не предлагаю соотечественницам носить хиджаб, но не могу не разоблачить лжецов, представляющих его занесенным чуть ли не с Марса. Разница – не по осям пространства, а лишь по оси времени. Вам предлагают негодовать, ужасаться облику ваших прапрабабушек? Кроме фокуса с дресс-кодами, начни только подмечать. Хоть по пунктам анкет, начав не со знаменитого пятого («национальность»), а с третьего: «отчество».
Вдумайтесь, что означает наше традиционное указание имени отца в паспорте? Западный индивидуализм: важен только ты, личность. Можешь вписать хоть пять-девять своих имен, но отчества – нет. И евразийское почитание родителя. Вспомните универсальное обращение: Петрович! Русское «-ич» – эквивалент восточных «-ибн», «-бен». На стороне евразийских отчеств окажутся бесспорные чемпионы всей истории человеческого интеллекта – древние греки! Их основное обращение тоже было не «такой-то», а «сын такого-то». Наше «-ич» у них – «-ид»: Парменид, Кронид. Отец геометрии Евклид, сын Евкла, Евклыч... Фукидид, фрагмент Истории которого (надгробная речь Перикла) сотни лет изучается во всех западных школах как манифест демократии, – Фукидыч.
Метания личностей сдерживает традиция внимания к роду, предкам: помни (не позорь) отца, свой род. С представителем древнего татарского рода, генерал-полковником Расимом Сулеймановичем Акчуриным (командовал зенитными ракетными войсками войск ПВО страны, позже – руководитель отдела воспитания Департамента образования Москвы, ныне – глава Татарской общины столицы) в беседах мы затрагивали разные темы. Одна деталь его воспоминаний очень близка к нынешней теме.
Он и брат, знаменитый кардиохирург Ринат Акчурин, выросли в Узбекистане. Родители – учителя, приехали из Татарии поднимать там народное образование. И первое время им в окна бросали камни: мусульман узбекского кишлака возмущал вид выходцев из Татарии, древнего мусульманского региона, отсутствие того самого хиджаба, который и сегодня там не в традиции.
Одеяние, поведение в России – проекция большей частью не религии, а традиций. Но главное, русскими платками не ограничиваются, важнейшая среди этих традиций – любовь к «отеческим гробам», готовность к защите отечества.