0
4305
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

12.08.2024 18:00:00

Становится ли Африка протестным континентом

Беспорядки в Кении и Нигерии отражают проблемы большей части стран материка

Сергей Карамаев

Об авторе: Сергей Георгиевич Карамаев – научный сотрудник Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН.

Тэги: африка, кени, нигерия, беспорядки, протесты, экономика, политика, экспертное мнение


африка, кени, нигерия, беспорядки, протесты, экономика, политика, экспертное мнение На фото протесты в Нигерии, 5 августа 2024 года. Фото Reuters

Протесты в Восточной Африке, в частности в Кении, начавшиеся в июне этого года, повлияли и на Африку Западную – с начала августа в Нигерии также проходят манифестации. В обеих странах недовольство населения вызвано экономической ситуацией. Довольно быстро эти протестные акции приобрели политический характер.

В Кении своей победой на выборах в августе 2022 года нынешний президент Уильям Руто был не в последнюю очередь обязан торжественному обещанию понизить «дороговизну жизни» (стоимость потребительской корзины) в течение первых 100 дней президентства. Однако к лету 2024 года стоимость жизни в стране не только не понизилась, но выросла настолько, что это начало вызывать повсеместный ропот. Последней каплей стал законопроект, предполагающий введение новых налогов на широкий спектр товаров и услуг. Согласно документу, предлагалось повысить НДС на хлеб и масло (на 16 и 25% соответственно), повысить налог на финансовые транзакции и ввести новый ежегодный налог на автомобили в размере 2,5% от стоимости машины.

На самое главное – новые меры предполагали введение так называемого экологического налога в духе зеленой повестки на предметы, которые потенциально или реально загрязняют окружающую среду. К ним отнесли средства личной гигиены, памперсы, мобильные телефоны, фото- и видеокамеры, записывающее оборудование и т.п. И наконец, импортные пошлины повышались с 2,5 до 3%. Документ был принят депутатами – после этого президенту оставалось его только подписать.

Новость о том, что законопроект принят, – вывела людей на улицы. Протесты не стихали даже несмотря на жесткое их подавление (насчитывается более 60 погибших от рук полиции) – они только росли и ширились. Попытки Руто сделать небольшие уступки ни к чему не привели – демонстранты требовали отзыва законопроекта. В итоге 26 июня президент сдался и согласился на отзыв. Однако протесты это не остановило. Не остановила их и отставка кабинета министров с последующей перестановкой и введением в состав правительства ряда членов оппозиции.

Продолжающиеся протесты молодых кенийцев – именно они составляют большую часть демонстрантов, – которые теоретически могли закончиться после отзыва скандального законопроекта, свидетельствуют о том, что проблема носит системный характер. Кенийцам надоел постоянный рост стоимости жизни с понижением ее уровня, надоела повсеместная коррупция (две трети кенийцев признаются, что постоянно вынуждены давать взятки чиновникам); надоели неработающие социальные лифты и рост неформальной экономики. Как ни тривиально это звучит – они хотят перемен.

Между тем перемены нынешний режим инициировать просто не в состоянии. У Кении серьезный внешний долг – 80 млрд долл. Он частично унаследован от предыдущих администраций. На выплаты процентов по нему уходит до трети ВВП страны. Незадолго до начала протестов Руто заявил, что намерен повышать налоги ежегодно в течение всего срока своего правления. При этом он не стал упоминать, что эти шаги делаются под сильным давлением Международного валютного фонда и США.

Учитывая, что торговый баланс Кении по всем важным направлениям отрицательный, наблюдатели ставят под вопрос дальнейшее экономическое развитие страны в ближайшей перспективе. Законопроект, вызвавший протесты, должен был стать одним из ключевых документов при формировании бюджета на 2025 год. Как теперь будет выкручиваться правительство – остается только гадать.

А 1 августа начались протесты в Нигерии – под лозунгом «Прекратить плохое управление». Как и в Кении, на улицы вышла молодежь, выдвинув аналогичные требования: снизить стоимость жизни, покончить с коррупцией, предоставить работу и наладить работу правительств – от федерального до местного. Как и в Кении, поначалу правительство ответило жестко – 20 погибших и сотни арестованных демонстрантов. Спустя несколько дней после начала акций президент Боло Тинубу обратился к населению с призывом прекратить митинги и начать диалог, а также предпринял ряд мер, призванных сбить протестный накал. Формально протестная акция, по замыслу организаторов, была рассчитана на 10 дней – будут ли продолжаться демонстрации после этого времени, сказать сложно. Равно как сложно охарактеризовать итоги: протестующие своих целей не добились, правительство пообещало пойти навстречу.

Проблемы Нигерии также являются системными. После прихода к власти президент Тинубу начал проводить жесткую финансовую политику, в частности была отменена привязка найры (национальной валюты) к доллару США. В результате в стране начался рост цен и набрали скорость инфляционные процессы. Этому также способствовала отмена субсидий на энергоносители. В результате 40% населения страны оказались за чертой бедности. Уровень безработицы в целом по стране вырос с 4,2 до 6%, но среди молодежи, а именно она составляет большинство населения, он подскочил до 8,6%.

Решить эти проблемы в ближнесрочной перспективе малореально. Даже западные экономисты признают, что в ближайшие два года уровень жизни будет только падать. А привлечение иностранных инвестиций в страну с целью создания новых рабочих мест, для чего и был введен плавающий курс найры, наталкивается на проблемы с безопасностью. В стране сохраняется высокий уровень террористической угрозы, продолжаются этнические, религиозные и социальные конфликты (фермеры против кочевников), не говоря уже о масштабной деятельности преступных группировок. В результате иностранные инвесторы вкладываться не спешат.

Подобные социально-экономические проблемы характерны не только для Нигерии и Кении. Ситуация в этих странах – это отражение проблем фактически всего континента, ну или большей его части: нищета, безработица, инфляция, коррупция, ухудшение уровня жизни, обогащение правящих элит… И при этом растущая доля молодого населения, которое не видит перспектив. Вслед за Кенией протесты прошли в Уганде и Зимбабве – и были жестко и быстро подавлены. За последние годы аналогичные акции проходили в Анголе, Демократической Республике Конго, Мозамбике, Намибии, Сенегале и ЮАР.

Ряд политических деятелей и обозревателей уже выступили с предостережением, что Африке грозит повторение арабской весны (серия революций в Северной Африке в 2011–2012 годах). Случится ли она – пока никто не может сказать с уверенностью. Но то, что недовольство населения своим положением многих африканских стран подходит к опасной черте – факт неоспоримый. 


Читайте также


Ожидать компенсацию за утраченное жилье в странах СНГ бесполезно

Ожидать компенсацию за утраченное жилье в странах СНГ бесполезно

Андрей Захватов

Новая структура по миграционной политике будет третьей за 30 лет

0
979
Интеллект искусственный – издержки натуральные

Интеллект искусственный – издержки натуральные

Анастасия Башкатова

Минцифры предстоит учесть риски новой технологии в профильном нацпроекте

0
1195
Средневековая битва стала маркером, разделяющим белорусов

Средневековая битва стала маркером, разделяющим белорусов

Дмитрий Тараторин

В борьбе за историческую память власть одерживает верх над оппозицией

0
1560
Сменщика Кулебы могут использовать против Залужного

Сменщика Кулебы могут использовать против Залужного

Наталья Приходко

Киев пытается сделать акцент на новых ритмах и подходах во внешней политике

0
1023

Другие новости