Фото сайта mo.mosreg.ru
Рособрнадзор продолжает лоббировать поступление в средние специальные учебные заведения (ссузы) через основной государственный экзамен (ОГЭ), который сдается учениками после 9-го класса. Тема поднималась в прошлые годы, не сходит и с повестки нынешнего дня. На днях глава ведомства Анзор Музаев опять предложил «учитывать результат ОГЭ при поступлении на уровень среднего профессионального образования (СПО)».
По мнению чиновника, отбор в ссузы на основе среднего балла аттестата и вступительных испытаний, как это происходит сегодня, – это несправедливо, так как есть случаи выдачи липовых аттестатов.
Напомним, куда идут результаты итогового экзамена за курс средней школы. Результаты ОГЭ по русскому языку и математике (показатели госэкзамена по другим предметам в расчет не берутся) учитываются при выставлении оценок в аттестат об основном школьном образовании за 9-й класс. Оценки, полученные школьниками на ОГЭ и государственной итоговой аттестации (ГИА) по двум обязательным предметам, влияют на оценку в аттестате об общем среднем образовании. Например, если годовая оценка «5», а оценка по экзамену «3», то итоговая будет только «4». На этом влияние ОГЭ на судьбу школьника заканчивается...
И с этим надо что-то делать, считают в Рособрнадзоре.
Итак, вопрос опять на повестке дня. Хотя... В прошлом году по поводу ОГЭ Анзор Музаев высказывался более лаконично и предлагал превратить основной экзамен в полный аналог ЕГЭ. Принимать в ссузы исключительно по результатам экзамена за 9-й класс. И в этом случае логика главы Рособрнадзора понятна. Заметьте, его ведомство тратит усилий на экзамене после 9-го класса не меньше, чем на экзамене после выпускного 11-го класса. По крайней мере внешне все выглядит именно так: комиссия, камеры, наблюдатели, охрана, металлоискатель, волнующиеся школьники и неспокойные родители...
По данным Рособрнадзора, в 2024 году ОГЭ сдавали около 1,6 млн человек (ЕГЭ сдают почти в два раза меньше). Для проведения экзаменов было задействовано 11,7 тыс. экзаменационных пунктов, более 431 тыс. организаторов. Мониторинг хода этого экзамена осуществляли 34,5 тыс. общественных наблюдателей. Недаром ОГЭ называют генеральной репетицией ЕГЭ.
Что получает государство в результате траты таких средств на подобную процедуру? Влияние ОГЭ распространяется лишь на итоговую оценку в аттестате? Так что прием в ссузы только по результатам экзамена мог бы сразу значительно поднять ценность ОГЭ.
Следующий момент заключается в том, что масштабная реклама обучения в техникумах и колледжах все-таки сделала свое дело. По крайней мере в регионах. Статистика показывает, что за пределами столицы спрос в первую очередь растет на рабочие профессии – примерно 70% вакансий. И только 30% составляют служащие.
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов комментирует ситуацию следующим образом: «Развитие среднего профессионального образования сегодня – это такой бум, уже более 63% девятиклассников выбирают колледжи». Он же напоминает, что Министерство просвещения утвердило новый перечень профессий, которые можно получить в колледжах и техникумах. В перечень вошли более 250 новых востребованных профессий.
Теперь в колледжах можно получить специальность оператора беспилотных авиационных систем, автомехатроника, инспектора подразделения транспортной безопасности, оператора трехмерной печати, добровольного спасателя, флориста, фитнес-инструктора и т.д. На некоторые из этих специальностей имеется даже конкурс в отдельных колледжах. И конечно, эту ситуацию удобней было бы контролировать и регулировать с помощью ОГЭ.
Но если ОГЭ станет аналогом ЕГЭ, то это будет в любом случае не так радужно, как представляется. Ведь для ОГЭ будет полностью скопирована методика проведения «старшего» экзамена. Сразу же потребуется его содержательное «усложнение». Это, в свою очередь, неминуемо приведет к тому же результату, который так раздражает население в ЕГЭ: исправление проблем школьного образования с помощью репетиторов.
С большой долей вероятности можно предположить, что распространится практика банального «натаскивания» на ОГЭ. И это кардинально изменит лицо средней школы. Сегодня она пока более или менее расслаблена и гонка за результатами оживает лишь в старшей школе. Если сделать так, как предлагает Рособрнадзор, то логично было бы сразу изучить опыт семьи Тепляковых, чьи дети с семи лет штурмуют вузовские программы. И тогда можно идти еще дальше: смело вводить экзамен после окончания начальной школы – этакий НГЭ – начальный государственный экзамен.
Собственно, понимая все это, Минпросвещения и не спешит реагировать на призывы главы Рособрнадзора сделать ОГЭ аналогом ЕГЭ. Да, это удобно, даже заманчиво, но пугают последствия.