Фото Reuters
Не прошло еще и нескольких суток после покушения на Трампа, как накаленная атмосфера враждебности к нему со стороны действующей американской администрации резко изменилась.
Ошеломившая наглостью попытка убийства на глазах у всего мира кандидата в президенты США, к счастью для его политических сторонников и нормальных людей, не удалась. Раненый Трамп в момент покушения не потерял присутствия духа, показал себя стойким бойцом, намеревающимся во что бы то ни стало добиться своей цели.
Инцидент сплотил вокруг Трампа политиков-республиканцев, электорат партии и, по-видимому, часть ранее не определившихся избирателей. Многие однопартийцы собрались через два дня на 43-й национальный конвент Республиканской партии в Милуоки (штат Висконсин). Уклонение от почти неминуемой пули из снайперской винтовки показалось избирателям знаком свыше. Раненный в ухо Трамп был официально выдвинут кандидатом в президенты США на выборах 5 ноября. В качестве вице-президента по предложению Трампа конвентом был утвержден его единомышленник, молодой сенатор Джеймс Дэвид Вэнс.
Таким образом инцидент с Трампом привел в активное движение замедлившийся было предвыборный механизм гонки за кресло в Белом доме и ускорил появление новых инициатив по украинскому урегулированию. Неожиданно мировой общественности было объявлено о доселе неизвестном плане по мирному урегулированию в Украине, детали которого премьер-министр председательствующей в этом полугодии в Евросоюзе Венгрии Виктор Орбан представил ключевым мировым лидерам в ходе своего стремительного кругосветного вояжа.
В эти спрессованные новостями дни Вэнс в очередной раз высказался против военной помощи Украине. Его заявления созвучны с негативным отношением Трампа к коррупции, расцветшей в период президентства Джозефа Байдена, с сомнениями о целесообразности продолжать политику санкций против России и обещанием в случае победы на выборах закончить боевые действия в Украине еще до въезда в Белый дом, с тем чтобы «сфокусироваться на реальной проблеме, которой является Китай».
Такие заявления, думается, не предвещают Киеву при будущей американской администрации сохранения сложившегося на сегодняшний день стиля отношений с западными союзниками и военно-материальной поддержки в привычном объеме.
Пока что Украина продолжает получать от Вашингтона карт-бланш на новые удары американским оружием по российской территории. Одновременно в Киеве ведется поиск некой формы сохранения государственности и вывода остатков страны из близкого к катастрофе положения.
Среди материалов прессы о возможном развитии событий в Украине обращает на себя внимание неоднократное упоминание о якобы проработанных вариантах присоединения/вхождения западных регионов Украины в Польшу. Высказывается мнение о том, что в качестве механизма их реализации может быть использован референдум или присоединение по типу включения ГДР в состав ФРГ.
Не углубляясь в анализ подобных публикаций и оценок, тем не менее можно заключить, что такой ход событий не кажется фантастическим в случае дальнейшего обострения внутреннего положения в Украине. При этом раздел регионов на западе страны вряд ли ограничится только территориями, прилегающими к Польше.
Представляется, что импульс развития в этом направлении может последовать после президентских выборов в США, будущий результат которых для многих наблюдателей перестал быть загадкой. Тем более что, как стало известно в минувшее воскресенье, Байден все-таки сошел с дистанции и вместо себя рекомендовал вице-президента Камалу Харрис.
Похоже, что Трамп осознает свою возросшую миротворческую роль. И, вступив в права президента, он, вероятно, предпримет шаги к выполнению неоднократно повторенных предвыборных обещаний. При этом одним из важных и, вероятно, наиболее престижных для себя он видит урегулирование украинского конфликта.
По идее, Трампу, чудесным образом разминувшемуся со смертью, должны быть понятнее мысли и чаяния людей в Украине, Донбассе и Крыму, желание жителей прекратить обстрелы их домов в городах и поселках соседних с Украиной областей России.
И если это так, то с его приходом в Белый дом вероятна надежда на начало с новой администрацией непростого, но содержательного российско-американского диалога по решению накопившихся за последние годы проблем. А также важно, чтобы политические противники не посмели силовым способом прервать уже намеченную линию действий возможно будущего президента США.