0
1710
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

27.06.2024 18:16:00

Как повысить эргономику судебного процесса

Цифровизация позволит снизить организационные издержки и улучшить качество работы служителей Фемиды

Эдуард Галицкий

Об авторе: Эдуард Викторович Галицкий – юрист, преподаватель Российского университета дружбы народов.

Тэги: верхрный суд, высший арбитражный суд, судопроизводство, цифровизация, судебный процесс, архаичные практики


верхрный суд, высший арбитражный суд, судопроизводство, цифровизация, судебный процесс, архаичные практики Фото rawpixel.com on Freepik

В 2014 году, когда произошло объединение функций Верховного суда как высшего суда общей юрисдикции и Высшего арбитражного суда во вновь образованном Верховном суде РФ, было много обсуждений возможного слияния информационных систем арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Хотя прошло уже 10 лет, что вполне достаточный срок для гармонизации подходов к цифровизации судебного процесса в двух судебных системах, информационно-технологическое обеспечение в арбитражном процессе как тогда, так и сейчас как минимум на голову выше такового в судебных процессах в судах общей юрисдикции. Несмотря на то что эргономика арбитражного процесса была и есть выше качеством, судопроизводство даже в арбитражных судах по уровню цифровизации существенно отстает от финтеха и банкинга, налогового администрирования, других сфер. Хотя появились сервисы электронной подачи документов, отслеживания движения дел, до полноформатной цифровизации судебного процесса еще далеко.

Развитие судебной системы, ее модернизация – не самая популярная тема во внутренней политике России. В посланиях президента Федеральному собранию обычно об этом говорится лишь вскользь.

С 2015 до 2020 года объем финансирования информационно-технического обеспечения судов неуклонно снижался – с 1,5 млрд руб. до 220 млн руб. Начиная с 2021 года динамика изменилась, и объем выделенных средств вырос до 2,2 млрд руб., достигнув показателя в 2,3 млрд руб. к 2023 году, что в сравнении с другими госпроектами все равно не так много.

Одна из фундаментальных проблем отечественной судебной системы – чрезмерно высокая нагрузка на судей, особенно в крупных судах. Несколько десятков слушаний в день – норма. Такая нагрузка ведет к снижению качества судопроизводства. Цифровизация же, если она проводится так, что улучшается эргономика процесса, обычно снижает организационные издержки, улучшая качество работы судов.

Самое фундаментальное, чего не произошло за эти 10 лет, – это переход судопроизводства на полностью цифровые дела. Такой переход изменил бы радикально всю судебную логистику: больше не нужно знакомиться с материалами дел в суде (эта индустрия умрет, у всех сократятся издержки), истребовать дела из одного суда в другой, отправлять бесконечное количество копий документов сторонам почтой и т.д. Сделать это можно через плавный переход – стимулированием сторон подавать документы и материалы в электронном виде (скажем, через госпошлины), а затем – введением правила подачи электронных образов документов по умолчанию.

Проблемы с верификацией подлинности не будет – сейчас документы в суды и так подаются в виде простых копий, заверенных стороной. Оригиналы всегда можно предъявить на обозрение суда, назначить экспертизу подлинности при сомнениях.

Проблему с доступностью электронной подачи документов в суд отдельным группам населения можно решить через МФЦ, введя специальную услугу – так будет даже проще, чем сейчас, через экспедицию суда.

Полная оцифровка судебного процесса снимет проблемы и споры по поводу обмена судебной корреспонденцией: если документ загружен в систему, он сразу доступен всем заинтересованным лицам, считается врученным. Суд может легко оценить процессуальную добросовестность стороны: видно, что конкретно, в каком объеме, кем и когда было загружено в систему.

Крайне важная вещь – объединенная платформа с полной картотекой всех судебных дел взамен существующих картотеки административных дел и государственной автоматизированной системы «Правосудие». При этом важно проработать архитектуру платформы таким образом, чтобы были построены полноценные связи различных судебных дел. Сейчас этого нет, дела оторваны друг от друга, суд и стороны порой могут не знать о значимом другом деле.

Проектирование такой системы должно быть основано на изучении пользовательского опыта как среди сторон, так и в судейском корпусе, аналитики, основанной на поведении участников судопроизводства. Необходимо проработать интерфейс кабинета участника не просто по конкретному делу, а с интеграцией всех дел и процессуальных статусов (представитель, эксперт, ответчик и т.д.), функционал должен кастомизироваться, то есть подстраиваться под различные роли в процессе.

Открытость – один из конституционных принципов судопроизводства в России (статья 123 Основного закона). При этом заседания коллегий Верховного суда сложно где-либо увидеть, а ведь эти дела практикообразующие, их логично было бы транслировать в Сеть, как, скажем, это происходит с заседаниями Конституционного суда. Такая практика уже была: на YouTube до сих пор доступен канал Высшего арбитражного суда, где можно увидеть записи заседаний президиума и пленума.

Еще один важный аспект – архаичные практики в судебном процессе. На протоколирование судебных заседаний тратятся огромные ресурсы аппаратов судов. Протоколирование во всех процессах необходимо автоматизировать (аудиопротокол, возможно, машинное стенографирование), убрав классический протокол-стенограмму, который делает секретарь. При этом нужно подстроить под это и процессуальные правила – в протоколе судебного заседания отражать только процессуально значимые действия. Еще одна архаичная практика – вымарывание данных из решений в судах общей юрисдикции, ведь в публикации текстовых файлов решений в таком виде часто полностью теряется смысл. Полноценная публикация всех судебных актов, включая процессуальные определения, в электронном виде – то, чего не хватает процессу в судах общей юрисдикции.

Цифровизация исполнительного производства также давно назрела. Кроме сервиса «Узнай свои долги» процесс здесь скорее «аналоговый». Разумно будет интегрировать стадию исполнения в общую картотеку дел, чтобы процесс был связанным и непрерывным.

Принятие принципиальных решений в вопросе цифровой модернизации – это лишь вершина айсберга. После принятия такого решения должен последовать сбор фактических данных, изучение пользовательского опыта и поведения, выработка моделей. Это прерогатива Верховного суда и Судебного департамента. После этого необходимо вовлечение законодателя – для адаптации процессуального законодательства под новые технологические решения. Без такой синхронности реальную цифровизацию судопроизводства провести будет сложно. 


Читайте также


Верховный суд придаст ускорение гражданским процессам

Верховный суд придаст ускорение гражданским процессам

Екатерина Трифонова

У первой инстанции забирают право регулировать поток апелляционных жалоб

0
1833
Единый день голосования проводят для экспериментов

Единый день голосования проводят для экспериментов

Иван Родин

Общественные наблюдатели не видят врагов, Центризбирком оцифровывает пеньки и лавочки

0
2825
Роботов на роль понятых пока не придумали

Роботов на роль понятых пока не придумали

Екатерина Трифонова

Адвокаты спорят о перспективах института общественного надзора за действиями правоохранителей

0
3084
Москва стремительно внедряет самые современные стандарты в столичном здравоохранении

Москва стремительно внедряет самые современные стандарты в столичном здравоохранении

Константин Ремчуков

Такого массового обновления всех направлений в медицине одновременно и комплексно нет ни в одной стране мира

0
8172

Другие новости