Среди продукции завода «ВМЗ-Сопот» есть и боеприпасы к РСЗО. Фото сайта vmz.bg
С начала вооруженного конфликта в Украине все политические силы Болгарии, в том числе главный русофил – президент Румен Радев, осудили действия Москвы. Киев, который остро нуждался в технике и боеприпасах, обратился за помощью к Софии.
В Болгарии, как и в других бывших социалистических странах, сохранилось много оружия со времен холодной войны. В коммунистический период страна была крупнейшим производителем военной продукции. Болгарское госпредприятие «Металлхим» вносило 10% ВВП в валюте. На нем работали более 150 тыс. человек. На протяжении всего посткоммунистического развития Болгария стремилась сохранить свои военные мощности, и, несмотря на огромные трудности, ей это удалось. Она продолжала торговать советскими видами вооружений по всему миру и после вступления в 2004 году в НАТО.
Весной 2022 года Болгария официально ограничилась предоставлением Украине аптечек для обслуживания раненых. Но уже летом выяснилось, что она с самого начала СВО поставляет Киеву оружие, технику и боеприпасы. Объем болгарской помощи за первый год вооруженного конфликта составил больше 1 млрд евро. На раннем этапе София обеспечивала около трети потребности Украины в боеприпасах, а также покрывала 40% нужд Киева в дизельном топливе, которое производилось из российской сырой нефти на нефтеперерабатывающем заводе в Бургасе, принадлежавшем компании «Лукойл».
Болгарская военная помощь шла неофициально – через посреднические компании и третьи страны. Польский аэропорт Жешув, расположенный в 70 км от украинской границы и охраняемый НАТО, стал основным пунктом перевалки. Болгарская техника и боеприпасы также направлялись через Чехию, Словакию и Румынию. Напрямую или через посредников эти страны закупали оружие у болгарских заводов, а поставки оплачивали Великобритания, Польша и США.
Организовывая эти секретные линии снабжения, Кирил Петков, бывший в то время премьер-министром Болгарии, сильно рисковал. Во-первых, опросы показывали, что 70% болгар опасаются быть втянутыми в конфликт и 60% выступают против поддержки Киева. А во-вторых, это могло стать поводом для развала правящей коалиции, так как в ее состав входили социалисты, настроенные также против военной помощи Украине.
В августе 2022 года Петков ушел в отставку. Среди ее причин тайные поставки вооружений официально не указывались. Однако трудно поверить в то, что организовавший вотум недоверия правительству Бойко Борисов – глава самой крупной партии ГЕРБ и премьер-министр с 2009 по 2021 год, спокойно смотрел на рост авторитета Петкова в связи с ними. Дело в том, что Болгария благодаря своей позиции в украинском вопросе выиграла в политическом и финансовом плане. Имея непривлекательный имидж самой отсталой страны ЕС, она вдруг превратилась в значимого участника европейской интеграции. Через день после начала СВО на неформальном заседании Евросовета в Брюсселе именно Петков смог убедить собравшихся принять жесткие санкции. В это же время Асен Василев на встрече министров финансов ЕС в Париже убеждал в необходимости блокировки резервов Центробанка РФ и отключения России от SWIFT, что и произошло два дня спустя. В ЕС это решение назвали «болгарским предложением».
Болгарская дипломатия на протяжении 2022 и 2023 годов была одной из самых активных на международных форумах и двусторонних встречах по поводу боевых действий в Украине и вопросов европейской безопасности. А февраль 2024 года стал для нее «звездным часом». На всех площадках: и 6–7 февраля, когда Киев посетила делегация во главе со спикером парламента Росеном Желязковым; и 15 февраля на встрече в Брюсселе министров обороны государств – членов НАТО; и 16–18 февраля на Мюнхенской конференции по безопасности, а также 26 февраля на встрече на высоком уровне в Париже Болгария выражала наиболее мотивированную позицию в поддержку Украины. Кульминацией стал визит в Киев в конце февраля тогдашнего премьер-министра Николая Денкова во главе делегации, в которую вошли три министра – юстиции, окружающей среды и энергетики, а также два заместителя министров – иностранных дел и обороны.
В Болгарии не осталось партий, открыто одобряющих действия России и выступающих за сотрудничество с ней. Российскую внешнюю политику считают угрозой безопасности ЕС 63% болгар (нет – 28%), а самой Болгарии – 60% граждан (нет – 33%). Еще после прошедших в октябре 2022 года выборов в Народное собрание стало ясно, что позиции сил, выступающих за полноценную военную помощь Украине, в парламенте укрепились. Линию Петкова продолжили партии ГЕРБ и «Демократическая Болгария». Они добились того, что с декабря 2022-го болгарская помощь стала предоставляться Украине официально.
В результате 2023 год стал для болгарского ВПК золотым. Оборот только завода «ВМЗ-Сопот» вырос на 830%. А подобных заводов в Болгарии пять. Например, для «Дунарита», основанного в 1903-м и пережившего Первую и Вторую мировые войны, прошлый год стал наилучшим в истории. Министр экономики Богдан Богданов заявил, что в 2023 году Болгария произвела больше боеприпасов, чем вся остальная Европа. Сейчас болгарские военные предприятия работают в 24-часовом режиме. Всё, что они производят, экспортируется. В первую очередь – в Украину. Объем болгарского военного экспорта увеличивается в геометрической прогрессии, и предприятия расширяют мощности. Нанимают новых сотрудников сотнями, подают заявки на программы ЕС, активно ищут инвесторов. Правительство недавно анонсировало планы строительства порохового завода.
Доходы от продажи вооружения стали для Болгарии долгожданным экономическим стимулом и фактически превратили ситуацию в симбиотическое соглашение. Страна, помогая Украине, одновременно укрепляет свой имидж и финансовую стабильность.