Фото Reuters
Предстоящий визит президента РФ Владимира Путина во Вьетнам будет заметно отличаться от других недавних поездок. Прежде всего важно особое политическое значение, а также актуальная экономическая составляющая связей двух стран. У Ханоя своя налаженная, сбалансированная система взаимоотношений со всеми странами, включая США. Визит состоится по поступившему от имени генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Вьетнама Нгуен Фу Чонга приглашению вьетнамской стороны, внимательно наблюдающей за процессами на евразийском пространстве. А совсем недавно новым президентом Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) стал генерал армии, бывший министр общественной безопасности То Лам, что само по себе является поводом для официальных встреч. То Лам особенно симпатизирует России, и его появление на посту президента будет полезно для развития отношений между двумя странами.
Вьетнам выделяется даже среди ближайших, проверенных временем партнеров Москвы, а в нынешних условиях организацию визита можно считать смелым шагом Ханоя. Последний раз президент РФ посещал Вьетнам в 2017 году в рамках саммита АТЭС в Дананге. Именно Вьетнам устроил тогда первую после периода российско-американского охлаждения встречу Владимира Путина с Дональдом Трампом. Они общались в центре Вьетнама, в центре Азии, которая уже тогда стала главной точкой роста мировой экономики, что было само по себе символично.
В рамках предстоящей встречи также важна традиционная для российско-вьетнамского контекста символика исторических дат. Визит состоится в дни 30-летия подписания Договора об основах дружественных отношений между РФ и СРВ, имеющего основополагающее значение для обеих стран. Как с СССР, так и с РФ Вьетнам придерживается последовательных принципов широкого сотрудничества и партнерства, не изменяя ни себе, ни партнеру. Вьетнам никогда не присоединялся к антироссийским силам и блокам, не поддерживал никакие эмбарго и санкции, направленные на изоляцию России. Для РФ это особо ценный геополитический капитал.
Зона свободной торговли (ЗСТ) Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в которую в 2015 году вошел Вьетнам, к сегодняшнему дню могла бы стать надежной гарантией принципа свободного сотрудничества стран, который в мире сегодня подвергается серьезным испытаниям. Формат ЗСТ, когда это было возможно, следовало активизировать, сделав его менее формальным, ведь только теперь стала ясной критическая важность для Москвы потенциала взаимодействия с максимальным числом стран.
Вьетнам в статусе всеобъемлющего стратегического партнера занимает важную позицию в системе российского поворота на Восток. Однако этот высокий статус необходимо дополнить практикой: новым, сверхвысоким уровнем взаимной торговли. Более высокая координация действий между РФ и СРВ, в свою очередь, способствовала бы обеспечению безопасности в важнейшей международной экономической зоне Юго-Восточной Азии, стабильному развитию региона.
Несмотря на ряд упущенных возможностей, экономические, торговые и инвестиционные отношения между двумя странами по-прежнему имеют большой потенциал для развития. Ключевым направлением экономического сотрудничества стран остается энергетика. Продолжение российской деятельности по разведке, разработке нефти и газа на континентальном шельфе Вьетнама крайне важно и соответствует интересам двух стран. При этом именно на Москве лежит задача урегулирования имеющихся разногласий между государствами региона по проблеме принадлежности шельфов, ведь серьезный поворот на Восток должен касаться и этих тонких сфер.
Сотрудничество в сфере безопасности и обороны РФ и Вьетнама, имеющее сегодня огромное значение, считается основой двусторонних политических отношений, переговоры на эту тему представляют крайний интерес. Также расширились культурные и образовательные обмены, а межрегиональное взаимодействие становится все более активным благодаря вьетнамскому сообществу в России.
На пути подготовки к другой важной дате, 75-летию установления дипломатических отношений между двумя странами, предстоящий визит президента РФ во Вьетнам должен способствовать усилению мотивации к дальнейшему углублению всестороннего стратегического партнерства. Удивительно, что на российском федеральном телевидении до сих пор нет ни одного общественно-политического ток-шоу на тему Вьетнама, связей Москвы и Ханоя. Это существенный пробел.