Шар из Северной Кореи приводнился в порту Инчхон. Фото Reuters
Правительство Республики Корея одобрило предложение о полном приостановлении выполнения соглашения с КНДР о снижении военной напряженности от 19 сентября 2018 года, а президент Юн Сок Ёль его утвердил. Уже более месяца Южная и Северная Кореи ведут противоборство, в СМИ называемое «мусорной войной» – запускают на территорию друг друга воздушные шары с мусором и пропагандистскими материалами.
В ноябре 2023 года Сеул уже заявлял о частичной приостановке действия соглашения. Этому предшествовал успешный запуск КНДР ракеты-носителя «Чхоллима-1» с разведывательным спутником «Маллигён-1». На Юге запуск посчитали угрозой национальной безопасности, а также нарушением резолюций Совета Безопасности ООН, запрещающих КНДР использование технологий баллистических ракет. Тогда Совет национальной безопасности заявил о восстановлении операций по разведке и наблюдению в отношении КНДР в районе демаркационной линии.
В ответ на эти меры Северная Корея в одностороннем порядке расторгла соглашение о снижении напряженности в военной сфере с Южной Кореей. Пхеньян объявил о намерении возобновить все меры в военной сфере, которые были приостановлены в рамках соглашения. Также в заявлении говорилось, что власти КНДР развернут более мощные силы и новую военную технику в районе военной демаркационной линии.
Соглашение от 2018 года предполагает меры по снижению напряженности в военной сфере, в том числе создание буферных зон, где запрещены полеты авиации, учения и артиллерийский огонь, а также устранение 10 и 11 постов охраны в демилитаризованной зоне и создание совместной военной комиссии для решения проблем взаимного доверия. Однако в ноябре 2023 года Пхеньян направил военнослужащих и тяжелое вооружение в демилитаризованную зону для восстановления постов на границе.
Особенностью военно-политического курса Пхеньяна является сочетание демонстративных заявлений и попыток возобновить переговорные процессы на приемлемых для себя условиях. Республику Корея КНДР считает временно отделенной частью единого корейского государства и официально выступает за мирное объединение без вмешательства внешних сил. При этом Пхеньян, несмотря на заинтересованность в возобновлении диалога и сотрудничества с Сеулом, не идет на снижение уровня военной напряженности на полуострове и взаимное сокращение группировок войск сторон в приграничных районах, связывая такие шаги с выводом военного контингента США с территории Республики Корея. При выстраивании политики в отношении Южной Кореи Пхеньян принимает во внимание то, что Сеул воспользовался сохраняющейся напряженной ситуацией в межкорейских отношениях в качестве повода для корректировки своих планов военного строительства, ускоренного наращивания ударного потенциала вооруженных сил и строительства собственной системы противоракетной обороны, а также продолжает курс на укрепление военно-политического союза с США и налаживание взаимодействия с Японией.
Официально провозглашенная военная доктрина КНДР носит оборонительный характер. Тем не менее ряд ее положений предусматривает возможность нанесения внезапных упреждающих ударов по «противникам объединения Кореи», что свидетельствует о готовности Пхеньяна применить вооруженные силы для достижения своих внешнеполитических целей.
В связи с этим сдерживание Пхеньяна и обеспечение постоянной готовности национальных вооруженных сил к ведению военных действий рассматривается Республикой Корея в качестве основной задачи, обусловливающей направления военного строительства и боевой подготовки. Применение вооруженных сил против других государств региона на данном этапе не планируется, несмотря на наличие пунктов американско-южнокорейского договора о взаимной обороне, предполагающих возможность ведения совместных с США боевых действий в пределах всей Тихоокеанской зоны.
При этом, по оценке экспертов, Сеул пока не в состоянии самостоятельно отразить агрессию Пхеньяна. Поэтому в качестве главного союзника рассматривает США и полагает, что вероятный конфликт с КНДР примет форму коалиционной войны. Не исключается возможность участия стран, входящих в состав Командования войск ООН в Корее.
Возможность вторжения КНДР на территорию Республики Корея рассматривается Сеулом и Вашингтоном в качестве основного варианта начала вооруженного конфликта на Корейском полуострове. Наступление может осуществляться внезапно или начинаться серией вооруженных провокаций с последующим наращиванием интенсивности и масштабов боевых действий. Ожидается, что стороны будут преследовать решительные цели и применять средства поражения на всю глубину театра военных действий.
Начальный этап конфликта будет сопровождаться массированными ракетными, артиллерийскими и авиационными ударами КНДР по военным, промышленным и административно-политическим объектам Республики Корея, а также высадкой (выброской) в тыловые районы Южной Кореи тактических морских (воздушных) десантов и подразделений специального назначения. При этом Сеул не исключает вероятность применения Пхеньяном оружия массового поражения.
Южнокорейское командование исходит из того, что угрожаемый период будет ограничен по времени и составит не более 15 суток. В связи с этим при организации первой оборонительной операции учитывается возможность начала самостоятельных боевых действий Вооруженных сил Республики Корея (при поддерживающей роли США) в составе группировки мирного времени или после частичного стратегического развертывания. Переброски дополнительных формирований планируются комбинированным способом на штатной технике и транспортных средствах (железнодорожными эшелонами, самолетами военно-транспортной и гражданской авиации, вертолетами армейской авиации, а на острова Желтого моря – десантными кораблями ВМС и гражданскими морскими паромами).
С учетом физико-географических особенностей Корейского полуострова особое внимание обращается на применение сил специального назначения, тактических воздушных и морских десантов, легких пехотных формирований, а также организацию противодиверсионной обороны тыловых районов и наиболее важных объектов.
По оценкам экспертов, высокой остается опасность того, что северокорейское руководство сумеет укрыться в подземных сооружениях даже в случае достижения США и Республикой Корея внезапности. Это позволит ему сохранить возможность управления стратегическими ракетными войскам и дальнобойной артиллерией. В таких условиях не исключен риск ответного воздушно-космического удара Пхеньяна с нанесением ощутимых потерь союзникам. Поэтому вероятность действий США и Республики Корея в соответствии с этим сценарием считается невысокой. Условием для его реализации указывается выявление признаков подготовки КНДР к массированному вторжению.