Фото Reuters
Началась подготовка к визиту президента РФ Владимира Путина во Вьетнам – одну из наиболее важных для России стран Азии. Укрепление связей важно и с учетом международной обстановки (сейчас у Москвы на счету каждый проверенный временем друг), и в свете появления на посту президента республики министра общественной безопасности То Лама. Вьетнам, как и Россия, регулярно становится объектом критики США в области прав человека – в частности, она содержалась в ежегодном докладе Госдепартамента, опубликованном в конце апреля. У Ханоя непростая история взаимоотношений с центрами мировой силы, поэтому интересно появление этих претензий накануне анонсированного сближения с Москвой.
Бывает, что в адрес вьетнамских властей поступают нарекания, касающиеся прав человека, а тот или иной прецедент включается в различные профильные бюллетени. Однако Ханой не идет на обострение и всегда готов рассмотреть конкретные, порой непростые случаи, не вставая в политическую позу. Представители Вьетнама всегда участвуют и в соответствующих заседаниях, форумах по правам человека, начиная с площадки ООН. И эта готовность является большой частью имиджа государства в мировом аспекте.
Одна из самых сложных сфер в области прав человека – религиозная, межконфессиональная. В государстве с социалистическим укладом и эта часть жизни населения является полностью открытой даже при взгляде со стороны: например, если зайти в столичный салон высокой моды с самой современной одеждой, там можно встретить небольшой алтарь со свечами. В социалистической – подчеркнем еще раз – системе. Подобного, например, в Советском Союзе не было и близко.
95% населения Вьетнама ведут религиозную жизнь (эта цифра больше, чем в РФ), а в целом здесь существует 16 религий и 41 религиозная организация, более 50 тыс. религиозных учреждений, которые признаны и зарегистрированы государством. Организации охватывают около 26,5 млн верующих, что составляет почти 27% населения. А многие виды верований, реликвий и предметы культа зарегистрированы ЮНЕСКО как объекты всемирного наследия. Необычно для социализма, но это так.
Право на свободу передвижения и проживания – еще одна опция прав человека. Миллионы людей со всего мира, ежегодно посещающих Вьетнам, являются лучшим доказательством этого вида свободы. Приезжать, отдыхать, работать можно без всякой дискриминации – само собой, соблюдая местное законодательство. В 2019 году Вьетнам дополнил иммиграционное законодательство множеством инноваций, еще более благоприятных для собственных граждан и иностранцев: таких, например, как предоставление электронных виз. Подписано более 90 международных договоров, международных соглашений о безвизовом режиме для вьетнамских граждан с другими странами и территориями, пограничные соглашения с соседними странами, что создает благоприятные условия для передвижения. И все это, следует заметить, в не самое простое для мира время.
Оказавшись во Вьетнаме, можно обратить внимание на разнообразие видов и содержание местных средств массовой информации. Мне как автору об этом судить проще, так как вьетнамскую информационную кухню я видел изнутри. Ханой имеет сейчас одно национальное информационное агентство, а также 72 телерадиовещательных агентства, с 79 радио- и 198 телеканалами.
Вьетнам является страной-членом и стороной, подписавшей Международный пакт о гражданских и политических правах (ICCPR), принявшей обязанность уважать и обеспечивать права, признанные в этой конвенции. Примечательно, что Конституция Социалистической Республики Вьетнам 2013 года закрепляет право на презумпцию невиновности многими новыми пунктами. Это является важной основой, а также обязательным требованием для совершенствования правовых положений закона об уголовном преследовании по правам человека, обеспечивающих необходимую защиту для обвиняемых.
Право на жизнь, уважение человеческого достоинства и физическая неприкосновенность – особая часть прав человека, так как касается самих основ цивилизованного существования. Что касается вопроса смертной казни, активно дискутируемого сегодня в российском обществе, то Вьетнам сохраняет в Уголовном кодексе такое наказание за наиболее тяжкие преступления. Однако начиная с 1999 года видов преступлений, караемых смертной казнью, становится все меньше. Их количество сократилось с 44 до 18. А в феврале 2015 года Вьетнам официально ратифицировал Конвенцию против пыток.
Вьетнам всегда признавал базовые основы, стандарты прав человека, что не создавало для государства острых проблем, как это было, например, в диалоге СССР – США. Ханой подчеркивал, что не обладает в этой сфере истиной в последней инстанции и готов развиваться, выполняя международные рекомендации. Власть понимает, что усиление значения Вьетнама в регионе и мире, включая высокие экономические показатели, не может идти в отрыве от улучшения жизни каждого гражданина. А она складывается из простых и понятных каждому вещей, видимых со стороны даже туристу: стоимость, качество, ассортимент еды и других товаров, жилье, уровень здравоохранения, настрой местной прессы и т.д. Безусловно, есть определяющие маркеры соблюдения прав человека, такие как избирательная система, независимость судов, свобода слова. Но если что-то сбоит внизу, то на верх системы можно и не смотреть.