На фото Нура Бинт Заид Аль-Рашуд, исполнительный директор Независимой постоянной комиссии по правам человека Организации исламского сотрудничества (ОИС). Фото из официального канала Духовного управления мусульман Российской Федерации
Духовное управление мусульман РФ в своем Telegram-канале опубликовало подборку высказываний, связанных с актуальными проблемами ислама. Среди цитат обращает на себя внимание выдержка из выступления исполнительного директора Независимой постоянной комиссии по правам человека Организации исламского сотрудничества (ОИС) Нуры Бинт Заид Аль-Рашуд на Всероссийском координационном совете уполномоченных по правам человека. Гостья из Саудовской Аравии говорила об «укреплении общей позиции по таким вопросам, как продвижение религий, борьба с исламофобией и защита традиционных ценностей семьи и брака». В общем-то, ничего из ряда вон выходящего нет в этой публикации, если не учитывать того, как были поданы эта новость и тот контекст, который ее сопровождал.
Администраторы канала выбрали в качестве иллюстрации фото госпожи Аль-Рашуд и отдельно отметили это. Соль в том, что представительница ОИС на мероприятии – в никабе, скрывающем лицо и оставляющем открытой лишь узкую прорезь для глаз. Именно в эти дни в российском информационном пространстве обсуждается тема никаба, и именно ДУМ РФ среди всех организаций, представляющих российскую умму, отважилась на то, чтобы возразить сторонникам запрета строгого дресс-кода для благочестивых мусульманок.
Координационный совет, на котором выступила правозащитница из ОИС, собрался 22 мая в Махачкале. За два дня до этого в «Парламентской газете» вышло интервью председателя Совета при президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества Валерия Фадеева, с которого и началась дискуссия о никабах, которые Фадеев призвал запретить. Конечно, между интервью и появлением в Дагестане правозащитницы из Саудовской Аравии, из-под черной накидки говорящей о борьбе с исламофобией, нет связи. Это стечение обстоятельств.
Фадеев предложил мусульманским организациям дискуссию, и вызов принял муфтий Москвы по версии ДУМ РФ Ильдар Аляутдинов. В комментарии «РБК» 21 мая он сказал, что среди мусульманских богословов есть разные мнения по поводу обязательности соблюдения никаба, но никто из них не запрещает этот вид «сокрытия» женщины. Аляутдинов отметил, что возможный запрет может повредить отношениям России с исламскими странами. 24 мая, уже в комментарии РИА Новости, муфтий сказал: «Если официальными органами будет выявлена прямая связь ношения мусульманками никаба с ростом риска экстремизма и, как итог, запрет никаба послужит сохранению жизней наших граждан, то ДУМ Российской Федерации, безусловно, примет решение поддержать предложение главы СПЧ Валерия Фадеева». «Все наши опасения по запрету никаба были выдвинуты с целью не допустить раскола в обществе и антироссийской пропаганды со стороны западных стран, особенно ввиду тенденции укрепления международных отношений со странами Востока. В недавнем экономическом саммите в Казани, например, приняли участие женщины из мусульманских стран в никабах», – вернулся он к теме отношений с дружественными государствами. Дополнительным аргументом стала публикация Нуры Бинт Заид Аль-Рашуд в никабе и ее слов об исламофобии.
Апелляция к международным отношениям не случайна. ДУМ РФ ведет активный диалог с мусульманским миром, в частности со странами Персидского залива. Глава организации муфтий Равиль Гайнутдин за последнее время встречался с королем Бахрейна, с председателем Государственного совета Султаната Оман и послом Ирана.
Духовное управление развивает отношения не только с королевствами, султанатами и исламскими республиками, но и с неоднозначным политическим режимом, который господствует в Кабуле. ДУМ РФ, как говорится в сообщении на сайте организации, представил «интеллектуальный потенциал российской уммы делегации Академии наук Исламского Эмирата Афганистан». Встреча с афганскими академиками случилась 27 мая, как раз в тот день, когда обсуждалась перспектива снятия с движения, которое правит в этой стране, статуса террористического и запрещенного в РФ. Афганским исламистам, напомним, не позволяет получить международное признание во многом их строгое отношение к женщинам.
Но в российском обществе есть и другой тренд. Депутаты Госдумы от КПРФ направили правительству вопросы о возможности ограничения религиозной одежды, но из кабинета министров 27 мая пришел отрицательный ответ. «Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. В связи с этим введение в законодательство Российской Федерации ограничений на ношение религиозной одежды может являться нарушением прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания», – цитирует РИА Новости документ. На следующий день вице-спикер нижней палаты парламента от партии «Новые люди» Владислав Даванков внес на рассмотрение коллег законопроект, в котором предлагается предоставить полномочия региональным законодательным органам принимать решение о запрете ношения в общественных местах одежды, полностью или частично скрывающей лицо. При этом депутат Госдумы от «Единой России», уроженец Дагестана Бийсултан Хамзаев заявил Telegram-каналу «Дума-ТВ», что никаб имеет отношение к доисламской арабской традиции, но не к мусульманской религии. Он также считает, что дискуссия на эту тему появилась на пустом месте и раскалывает российское общество.
Возможно, есть подспудные причины, связанные с межнациональными отношениями, а возможно, еще более глубинные, которые побуждают поддерживать градус дискуссии на высоком уровне. Такой причиной может быть ощущение, что усугубление религиозности, сопровождаемое внешними проявлениями, составляет опасную конкуренцию общегражданской российской идентичности. На сайтах крупных российских маркетплейсов можно найти массу дешевых предложений по разным видам покрывающих одежд для мусульманок. Есть никабы и с прорезью для глаз, и с полностью закрывающей лицо вуалью.
Именно сейчас как никогда важно формирование общегражданской идентичности при том, что в обществе отсутствует ярко выраженная идеология, способная конкурировать с пассионарной религиозностью. И мусульмане, и другие общины должны ощущать себя прежде всего россиянами, а не частью наднациональных идеологических движений, считают многие в нашей стране. n