Фото Reuters
Последнее время во Вьетнаме происходят важные изменения в области распределения высших позиций в системе власти. Вполне обоснованно считается, что партийно-государственная система управления страной построена на балансе между лицами, занимающими четыре основных поста: 1) генерального секретаря Коммунистической партии Вьетнама (КПВ); 2) премьер-министра; 3) президента Социалистической Республики Вьетнам; 4) председателя Национального собрания. При этом все, естественно, являются членами КПВ и входят в состав политбюро ЦК партии.
Подбор конкретных кандидатур связан с характером функций, которые им предстоит выполнять в сложившихся условиях. Очевидно, что в мирное и военное время, а также промежуточные периоды разной степени интенсивности функционал может существенно различаться. Традиционно во Вьетнаме при выработке курса внешней и внутренней политики важное внимание уделяется анализу, а также прогнозированию международной обстановки с целью обеспечения устойчивого развития Вьетнама при любом сценарии развития ситуации внутри и вне страны. Данный анализ обычно делается очень качественно, о чем свидетельствуют разработка в 1986 году и реализация чрезвычайно успешного курса политики обновления. Данный курс позволил КПВ не только остаться у власти в 1990-е годы, но и возглавить уверенное и динамичное развитие экономики Вьетнама, а также без неприемлемых политических компромиссов выйти из режима полноценного торгово-экономического эмбарго со стороны США, который был введен после поражения Вашингтона в ходе войны во Вьетнаме в 1975 году.
Для реализации разработанного и принятого курса нужны соответствующие кадры на руководящих позициях. Кадровая политика в Социалистической Республике Вьетнам (СРВ), как и раньше в Демократической Республике Вьетнам (ДРВ), со времен прихода к власти Хо Ши Мина и его соратников строится на хорошо известном принципе: кадры решают всё. Отсюда такое внимание и контроль за деятельностью высших должностных лиц и их окружения.
Политика в традиционном смысле представляет собой в определенном смысле балансирование между экономической выгодой и политической целесообразностью. Не секрет, что рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ), как правило, обусловлен рядом как гласных, так и негласных политических договоренностей, которые порой могут проходить на грани приемлемого уровня с точки зрения стабильности режима. В нынешних условиях настоящим вызовом для системы власти стала угроза коррупции в высших эшелонах, о чем не первый год говорят высшие должностные лица Вьетнама.
В областях внешней и внутренней политики Вьетнама сохраняется опора на ключевые концепции Сунь-цзы наподобие «познай себя, познай другого», «соблюдение баланса между твердым и мягким», которые были модернизированы Хо Ши Мином в середине 1940-х годов с целью борьбы против европейского колониализма.
В области международных отношений со стороны стран Запада очевидно доминирование подхода, концептуально базирующегося на «порядке, основанном на правилах», в инструментальный арсенал которого входят: гуманитарные интервенции, перевороты, точечные ликвидации, санкции и конфискации. Они требует укрепления кадрового потенциала, в том числе на ключевых властных позициях, что позволит держать в тонусе всю вертикаль власти.
Для грамотного лавирования в условиях нарастающей геополитической турбулентности необходимы честные и квалифицированные кормчие, которые способны провести корабль Вьетнама между многочисленных волн, штормов и подводных рифов.
В последние годы стала очевидной тенденция, связанная с укреплением позиций сотрудников органов безопасности. Это в первую очередь назначение премьер-министром Фам Минь Тьиня в 2021 году и состоявшееся сегодня назначение уже экс-министра общественной безопасности То Ляма на пост президента Вьетнама. При проведении данных перестановок прослеживается курс, связанный с тем, что профессиональная подготовка в области безопасности позволит новым руководителям более эффективно противостоять замыслам внешних игроков по втягиванию Вьетнама в борьбу великих держав и превращению его в поле битвы, как это было большую часть ХХ века.
В ряде предыдущих материалов я неоднократно цитировал выступление товарища То Ляма на XIII съезде КПВ касательно анализа внешних и внутренних угроз стабильности режима. Чистота рядов высших руководящих кадров им была отмечена в качестве основного фактора. В условиях анализа современных угроз безопасности в отношении Вьетнама вполне логичным выглядит коллегиальное решение поручить именно ему один из высших постов для эффективного противодействия наиболее системным и опасным угрозам. Считается, что профессиональная подготовка и доступная ему информация о состоянии дел с угрозами и противодействием им позволят более эффективно защитить интересы страны. Новый президент Вьетнама – доктор юридических наук, также имеет звание профессора в области безопасности.
Громкие отставки последнего времени (третий президент в течение трех лет) свидетельствуют, что даже попадание на высшие номенклатурные позиции не позволяет никому расслабляться в условиях продолжающегося системного мониторинга не только текущей деятельности, но и досконального изучения связей и достижений в предшествующие периоды руководящей работы как референтного лица, так и его ближайшего окружения. Обнаружение скелетов в шкафу гарантированно ведет к отставке и прекращению полномочий вне зависимости от занимаемой должности. Это новый подход в аппаратной работе по повышению качества руководящих кадров, который проводится в рамках кампании «Раскаленная печь», курируемой лично генеральным секретарем Нгуен Фу Чонгом с целью выявления и удаления из органов власти всех уровней замеченных в порочащих связях высокопоставленных функционеров и их окружения.
В конце апреля сего года То Лям принял участие в международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, которая прошла под эгидой Совета безопасности РФ. Вьетнамские органы безопасности традиционно сохраняют тесные рабочие отношения с российскими коллегами в силовых структурах. Детали этих контактов также по понятным причинам традиционно скрыты от широкой публики.
На встрече высоких представителей в своем выступлении То Лям обратил особое внимание на нетрадиционные угрозы безопасности и необходимость координации усилий правоохранительных органов разных стран, поскольку новые вызовы имеют трансграничный характер. В частности, были отмечены такие новые типы угроз, как использование искусственного интеллекта в преступных целях, киберугрозы, а также необходимость разработки и создания международной правовой базы для противодействия новым угрозам.
Вьетнам в целом эффективно взаимодействует как с правоохранительными структурами зарубежных стран, так и с международными организациями типа Интерпола в области противодействия организованной международной преступности.
Последние перестановки на высшем уровне системы власти в СРВ демонстрируют повышение роли спецслужб и вывод их представителей на ключевые публичные позиции, что связано с изменением типа и повышением угроз безопасности как на внешнем контуре, так и на внутреннем. Новые кадры должны более эффективно защищать стабильность власти внутри страны и интересы Вьетнама в области внешних отношений.