На фото вновь избранный глава Доминиканской республики Луис Абинадер (в центре). Фото Reuters
В одном из самых некогда популярных у российских туристов государств Карибского бассейна – Доминиканской Республике – состоялись президентские выборы, победу на которых одержал нынешний глава государства Луис Абинадер. Кандидат от Современной революционной партии набрал более 60% голосов, намного опередив своего главного соперника – трижды ранее уже бывшего президентом государства Лионеля Фернандеса (у него 27%).
Более 8 млн доминиканцев проголосовали за сохранение курса на «дружбу со всеми в мире, кроме Гаити», причем наибольшую поддержку Абинадер получил от 860 тыс. доминиканцев, проживающих за границей (в основном из США, Канады и Испании). Интересно, что в ходе предвыборной кампании новый-старый президент закрыл границу с расположенным на этом же острове государством Гаити по причине полного хаоса и отсутствия там государства как такового.
Абинадер пообещал, что в случае переизбрания вдоль 400-километровой границы он построит стену шестиметровой высоты по типу той, что намерен возвести на границе с Мексикой в случае прихода к власти в США Дональд Трамп (за это его даже прозвали «карибским Трампом»). Именно решение проблемы с неспокойным и крайне опасным для Доминиканской Республики соседом было основным требованием граждан республики к потенциальным кандидатам в президенты. При этом замечу, что 250 тыс. гаитян уже обитают в Доминиканской Республике на законных основаниях (это смешанные семьи) и более 1 млн жителей Гаити находятся в стране без каких-либо разрешений и документов.
Доминиканская Республика в этом плане вообще уникальное явление для всего Западного полушария: это единственная страна, которая получила свою независимость не от колониальной метрополии из Европы, а именно избавившись от оккупации гаитянскими войсками в середине XIX века.
Сегодня в Доминиканской Республике ключевой проблемой является рост социального неравенства. В стране 1% населения контролирует 42% национального богатства, согласно данным Межамериканского банка развития. Между тем Доминиканская Республика – седьмая экономика Западного полушария после таких гигантов, как США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия и Колумбия.
В прошлом году экономический рост страны составил немыслимые для соседей 5% главным образом за счет туризма и переводов денег из-за рубежа от уехавших доминиканцев. Приняла страна в прошлом году при 11 млн населения более 10 млн иностранных туристов. 15% ВВП Доминиканской Республики приходится на туризм, что уступает в Западном полушарии только почти 140-миллионной Мексике. Однако в последние три года среди этого числа практически не стало россиян, хотя в пик туристической популярности этой страны в год сюда приезжало более 870 тыс. наших туристов.
И здесь надо отметить, что российское присутствие в Доминиканской Республике очень своеобразно, как, впрочем, и доминиканское – в России. К примеру, в этой стране нет российского посольства. Ни шатко ни валко работало многие годы и доминиканское посольство в России. Многое изменилось, когда в Москву прибыл посол этой страны Ханс Даненберг, который поставил своей задачей увеличить число россиян, посещающих Доминиканскую Республику, до 1 млн.
Но тут все карты спутал сперва COVID-19, а после его окончания началась СВО. Правительство США запретило доминиканцам принимать российские чартеры, и поток туристов из РФ сразу фактически прекратился. Обсуждались варианты доставки россиян в Доминиканскую Республику через Кубу, Казахстан (рейсами казахстанской компании через Италию), Армению (для этого Доминиканская Республика даже открыла в Ереване посольство). Но все эти маршруты оказались крайне затратными и невыгодными для россиян.
Однако Доминиканская Республика стала очень привлекательна для «просто» состоятельных россиян, покупавших на острове собственность прежде всего в пляжных точках (особенно много их сегодня в Пуэрто Плата и Пунта Кана). А когда была объявлена мобилизация в ходе СВО, в Доминиканскую Республику переселилось более 2 тыс. российских явно не бедных граждан. Резко возросло и число желающих получить гражданство Доминиканской Республики из тех россиян, которые на острове уже осели.
Еще одна категория россиян совершенно определенного материального достатка стала покупать недвижимость в Доминиканской Республике через Гренаду (это островное государство входит в Британское содружество и, получив гренадский паспорт, можно приезжать без визы практически в любую точку мира, в том числе, на Карибах). С учетом же того, что состояние экономики Доминиканской Республики более чем благоприятное (даже при росте преступности за последние несколько лет), именно там российские граждане нашли для себя возможности успешно вести бизнес. Однако это никак не отражается на торгово-экономических отношениях между нашими странами.
Доминиканское же присутствие в России представлено несколькими ресторанами и значительным (около 400 человек) числом студентов. Все они обучаются здесь за свои и государственные средства, а когда началась СВО, категорически отказывались уезжать из университетов Воронежа и Курска и перебираться в Москву или возвращаться на родину.
После переизбрания Абинадера президентом Доминиканской Республики вряд ли можно будет ожидать особых подвижек в доступности для российских туристов этой страны. Прямые рейсы из РФ туда остаются под запретом, а те, кто попадает на курорты «своим ходом» (в прошлом году там побывало около 40 тыс. граждан с российскими паспортами), будут делать это окольными путями.
Политические и культурные отношения между нашими странами останутся подчеркнуто дружескими, что продемонстрировал недавний концерт доминиканских исполнителей в Зале им. Чайковского в Москве, организованный новым послом страны Алехандро Сарсуэлой. Но сильнейшая зависимость Доминиканской Республики от США не позволит скорее всего этой стране проводить в отношении России более сбалансированную политику, направленную на укрепление торгово-экономического сотрудничества Москвы и Санто-Доминго.