Куандык Бишимбаев на скамье подсудимых. Фото Reutes
В Казахстане после нескольких недель резонансного судебного процесса бывший министр экономического развития Куандык Бишимбаев был признан виновным в убийстве своей жены Салтанат Нукеновой и приговорен к 24 годам лишения свободы. Рассмотрение дела впервые в республике проходило с онлайн-трансляцией, а решение о виновности подсудимого принимал суд присяжных.
Согласно рассмотренным в рамках суда материалам следствия, в ночь с 8 на 9 ноября 2023 года бывший 44-летний чиновник избил свою 31-летнюю жену в ресторане в центре Астаны после ссоры, причем выяснение отношений и избиение продолжались около восьми часов, что стало возможным благодаря отдельному вип-кабинету в ресторане, где все происходило. От полученных травм, включая черепно-мозговую и сломанный нос, Нукенова позднее скончалась. При этом Бишимбаев не сделал ничего, чтобы спасти супругу или хоть как-то помочь ей, что было доказано следствием.
Дело Бишимбаева проходило в беспрецедентных для Казахстана обстоятельствах, когда буквально вся страна следила за ходом открытого заседания суда, а само разбирательство на протяжении двух месяцев было главной новостью медиаполя республики. Причин для этого несколько, и прежде всего личность осужденного.
Бишимбаев – выходец из известной и влиятельной семьи из Кызылорды. Его отец был ректором нескольких вузов на юге республики, депутатом парламента. Будущий чиновник получил блестящее образование, в том числе по государственной программе «Болашак» в Университете Джорджа Вашингтона в США. После этого, перейдя на государственную службу, сделал головокружительную карьеру, когда в возрасте 29 лет после работы на разных должностях в Министерстве экономики, в аппарате премьер-министра, в администрации президента был назначен помощником президента Казахстана. В 36 лет Бишимбаев стал самым молодым министром в республике, заняв пост главы Министерства национальной экономики.
Но уже в 2017 году стремительная карьера молодого чиновника неожиданно прервалась. Он был арестован и через год осужден на 10 лет за взяточничество и хищение бюджетных средств в бытность главой государственного холдинга «Байтерек». Из положенных 10 лет он отсидел только два года и в октябре 2019 года вышел на свободу по решению суда об условно-досрочном освобождении.
Персональная история Куандыка в казахстанском обществе воспринималась как стремительный взлет и падение представителя золотой молодежи, причем падение с облегченным наказанием. Случившееся после досрочного выхода из тюрьмы убийство Бишимбаевым своей гражданской жены вызвало резкую эмоциональную реакцию в обществе с требованием справедливого наказания бывшего чиновника. Ведь в лице Бишимбаева в общественном сознании казахстанцев судили не только его самого, но и многочисленных чиновников, которые избежали наказания за свои преступления или отделались символическим наказанием.
Другим важным аспектом, обусловившим столь высокий интерес к делу Бишимбаева, стал вопрос о положении женщин в Казахстане и проблема домашнего насилия, которое в республике не являлось уголовно-наказуемым преступлением. Резонанс вокруг убийства бывшим чиновником своей жены поставил этот вопрос для властей максимально остро. Казахстанские активисты и общественные деятели запустили петицию с призывом ужесточения наказания за бытовое насилие, которая за несколько месяцев набрала более 150 тыс. подписей. В итоге под давлением общественности казахстанский парламент принял соответствующий закон, предполагающий также создание в стране специализированных центров поддержки для помощи пострадавшим от насилия. 15 апреля президент республики Касым-Жомарт Токаев подписал закон, получивший в народе название «закон Салтанат».
Признание Бишимбаева виновным в убийстве жены и осуждение его на 24 года заключения по-разному воспринято в Казахстане. Сторонники более жесткой линии считают приговор слишком мягким и требуют пожизненного срока. Но в целом общественность с удовлетворением восприняла наказание для бывшего чиновника, так как при высоком внимании к делу со стороны прессы рассчитывать на смягчение приговора в ближайшие годы не приходится, и осужденный гарантированно проведет в тюрьме 10 и более лет.
Благодаря делу Бишимбаева в Казахстане за последние полгода произошли существенные трансформации. Во-первых, благодаря беспрецедентной активности общественность республики смогла переломить привычный ход судебного разбирательства дел бывших и действующих высокопоставленных чиновников. Обычно государственная машина стремилась по-тихому рассматривать подобные дела, ограничиваясь минимальным наказанием, теперь же чиновник получил наказание по всей строгости закона. Во-вторых, после смерти Нукеновой положение и безопасность женщин в семье стало одним из приоритетных фокусов для работы журналистов, общественных деятелей и правозащитников. Благодаря такому общественному вниманию, а также правовому ужесточению уже удается спасать от бытового насилия сотни женщин в республике. Более того, по всей стране женщины стали публично заявлять о насилии со стороны мужей, рассчитывая на общественной волне добиться защиты и справедливости. В-третьих, благодаря открытому и детальному рассмотрению столь резонансного дела в Казахстане возросло доверие к судебной системе и работе правоохранительных органов.