Фото Reuters
Сегодня активно меняется роль Москвы в энергетическом секторе стран Центральной Азии в свете соглашений, заключенных Российской Федерацией с Казахстаном и Узбекистаном в рамках «тройственного газового союза», а также потенциального роста участия российских компаний в увеличении доли возобновляемых источников энергии и атомной энергетики в энергобалансе региона.
Повышение присутствия России в энергетике Центральной Азии решает сразу несколько задач. Это в первую очередь затрагивает относительно быстрое решение проблемы дефицита энергоресурсов и обеспечение социально-экономической и политической стабильности в регионе. Главными вызовами практически для всех центральноазиатских государств являются значительный рост внутреннего энергопотребления и высокий уровень износа энергетической инфраструктуры. На складывающуюся непростую ситуацию в Центральной Азии особенно влияют такие факторы, как демографический рост, повышение благосостояния населения, развитие промышленности, падение собственной добычи газа (особенно в Узбекистане).
Одним из долгосрочных решений проблемы энергодефицита в Центральной Азии может стать увеличение доли возобновляемых источников энергии и атомной энергетики на внутреннем рынке региона. В сфере атомной энергетики Узбекистан развивает сотрудничество с Росатомом (гендиректор Росатома Алексей Лихачев в ноябре 2023 года заявил, что работа над контрактом на строительство АЭС в Узбекистане находится в завершающей стадии). Обсуждаются варианты участия российской стороны в развитии мощностей атомной генерации на территории Казахстана и Кыргызстана. Однако заинтересованным сторонам предстоит еще сделать целый ряд шагов для завершения обсуждаемых проектов.
Следует также отметить, что проекты в области чистой энергетики не способны решить краткосрочные и среднесрочные вызовы, связанные с ростом энергопотребления в регионе. Сегодня, по сути, только газовая отрасль имеет возможности относительно быстро решить насущные энергетические проблемы Центральной Азии.
Выход российского газа на центральноазиатский рынок позволяет «Газпрому» найти частичную замену проблематичному европейскому направлению, пусть и в небольших объемах, и потенциально сформировать новый экспортный маршрут для российских газовых поставок транзитом через Центральную Азию в Китай. Россия также получает возможность синхронизировать продвижение российских энергетических проектов в регионе с выстраиванием промышленных цепочек с размещением части производства российских компаний в странах Центральной Азии. Таким образом, сотрудничество в энергетике создает для России и центральноазиатских государств новые возможности по запуску дополнительных интеграционных процессов.
Другим ключевым моментом является заинтересованность Китая в надежности и стабильности поставок углеводородов из Центральной Азии, а также физическая безопасность соответствующей трубопроводной инфраструктуры. Поставки российского газа в Узбекистан и Казахстан позволят им не только решить проблему обеспечения растущего внутреннего энергетического спроса, но и обеспечить надежность поставок газа в КНР. Перебои с поставками центральноазиатского газа из-за возникающего на внутреннем энергетическом рынке региона дефицита создают риски для энергетической безопасности Китая.
Следует учитывать, что для Китая поставки природного газа по трубопроводам являются одним из важных факторов снижения внешних энергетических рисков в условиях потенциального конфликта вокруг Тайваня. Подобный конфликт может привести к блокировке поставок сжиженного природного газа и нефти морем.
Россия может стать ключевым гарантом поставок природного газа из и через Центральную Азию в КНР как с точки зрения согласованных с китайской стороной объемов, так и с точки зрения физической безопасности трубопроводной инфраструктуры в регионе.