Коллаж НГ-Online
Представители турецкой авиакомпании в Стамбуле одного за другим снимают с рейсов российских граждан с оплаченными билетами, бронями гостиниц и туров. Причина почти в открытую называется одна и та же – в Латинской Америке «вас не ждут». А мы, дескать, просто выполняем негласный запрет на доставку обладателей российских паспортов в Новый Свет.
Тут же последовали комментарии российских туроператоров, консулов РФ что в Турции, что в Латинской Америке с заверениями относительно «внимательного наблюдения за ситуацией и доведения до властей информации о происходящем». Думаю, что разъяснения эти касаются исключительно третьестепенных вопросов (типа потока мигрантов в США с территории Мексики или «родильных поездок» россиянок в Аргентину) и не затрагивают главного – весьма серьезного переформатирования отношений большинства латиноамериканских и карибских государств с РФ после начала специальной военной операции (СВО).
Раз уж столь несправедливы к россиянам представители турецкой авиакомпании, то начать стоило бы с банального – отсутствия прямого авиасообщения с Латинской Америкой из России. Его в регулярном формате как не было, так и нет до сих пор. Чартеры с мизерным количеством туристов на Кубу и в Венесуэлу погоды на транспортном мостике Россия – Латинская Америка не делают. О чем говорить, если даже с «большим другом России по БРИКС» – Бразилией прямое воздушное сообщение отсутствует.
Летящие в Мексику или на Карибы российские туристы жалуются, что турки не пускают их на рейсы в Стамбуле даже при наличии билетов и прочего, чего вообще ни у одного туриста из другой страны никто не спрашивает. Проблема в том, что Россия после начала СВО потеряла очень важные для себя туристические направления, обслуживавшиеся ранее чартерами – Доминиканскую Республику и Мексику. Потеря объяснима: этим странам запрещено принимать российские воздушные суда под угрозой прекращения прилета туда самолетов из США.
Поскольку турпоток из США несопоставим с числом туристов из России (хотя до пандемии Доминиканскую Республику посещало более 1 млн россиян в год), эти страны отказались принимать самолеты из РФ. А летать туда с пересадками с Кубы или из Венесуэлы – та еще головная боль. Да и туризм что в одну страну, что в другую для россиян, по сути, – резервационный. Только на один остров, только в турпакете и только с фиксированной посадкой на обратный рейс. Имеющие средства россияне для поездок в Латинскую Америку стали пользоваться рейсами через Дубай. Что по деньгам более чем накладно, но по крайней мере надежно.
Теперь о главном – об отношениях России со странами региона. Тройка надежных союзников там – Куба, Венесуэла и Никарагуа – это все, что имеется как для поддержки при нажатии кнопок при голосовании в ООН, так и с точки зрения сохранения контактов на политическом уровне. По экономическим и торговым связям вся тройка находится в очень тяжелом положении и никакой важности сегодня для Москвы не представляет.
А остальной Латиноамериканский регион, как и многие страны Африки и Азии, занял выжидательную позицию относительно конфликта России и Украины. Это значит, что с начала СВО в Россию не приезжают высокопоставленные делегации из Западного полушария. Российских представителей на высоком уровне там тоже нет. Потому как они «нежелательны», чтобы не обострять отношения с США.
Не буду упоминать протокольное участие российских представителей в саммите G20 в Бразилии и запланированный приезд главы этой страны на саммит БРИКС грядущей осенью в Казань. Речь идет именно о полноценных двусторонних визитах на высшем уровне или как минимум на уровне глав межправительственных комиссий там, где они имеются.
Замечу, что все это происходит на фоне укрепления отношений ряда стран Латинской Америки с Украиной, где роль «главного организатора» в поддержку Киева играет новоизбранный президент Аргентины Хавьер Милей. В этом году планируется провести саммит Латинская Америка – Украина, в котором ожидается участие полутора десятка стран, а также подписание документов об экономическом сотрудничестве.
Не будем забывать и о том, что за Украину сейчас воюют около 1 тыс. наемников из Латинской Америки (больше всего – из Колумбии, Уругвая и Чили). А Аргентина выразила желание развивать с Украиной военное сотрудничество, включая поставки ей оружия и боеприпасов. К тому же Буэнос-Айрес на днях объявил о намерении получить статус главного партнера НАТО в Латинской Америке. Что, с одной стороны, автоматически усилит антироссийские позиции администрации в Буэнос-Айресе, а с другой – полностью снимет с повестки дня какие-либо шансы Аргентины присоединиться к БРИКС.
С помощью Бразилии Россия все еще пытается побудить присоединиться к БРИКС какую-нибудь страну вместо Аргентины (чаще других называются Венесуэла и Колумбия). Но вместо все той же ставки на геополитику куда логичнее, думаю, просчитать, нужна ли нынче Россия странам региона прежде всего в экономическом плане? Ведь все, что Россия предлагает на внешние рынки, у стран Латинской Америки имеется, за исключением ряда технологий, где у Москвы есть определенные достижения.
Но, как и в вопросе о турпотоке из РФ, все упирается в угрозы американских санкций. Захочет какая-то латиноамериканская страна приобрести российские технологии или что-то продать РФ – и тут же ей обрубят связи с компаниями США и международной платежной системой. Этого крайне опасается даже главная страна БРИКС на континенте – Бразилия. Что уж говорить о других государствах, имеющих с США куда более выгодные контракты и разностороннее взаимодействие.
В общем, дело нынче не в произволе обслуги турецкой авиакомпании и ее предвзятом отношении к россиянам. Суть проблемы намного глубже. И далеко не факт, что какая-либо развязка в российско-украинском конфликте эту ситуацию сможет изменить к лучшему.