Фото пресс-службы МВД РФ
Мартовский теракт в подмосковном «Крокус Сити Холле», унесший жизни 145 человек, вновь поднял старую проблему – несовершенства иммиграционной политики России и, как следствие, преступности мигрантов, в основном из стран СНГ. Об этом, в частности, говорилось и на апрельской коллегии МВД России. Даже отдельные озвученные там цифры свидетельствуют о серьезности проблемы. За прошлый год в миграционной сфере было пресечено 2 млн (+4%) административных правонарушений. В результате из России выдворили (депортировали) почти 110 тыс. иностранцев (+65% к 2022 году), а еще 173,3 тыс. (+22,7%) запретили въезд в страну. Почти на 80% (до 1,9 тыс.) выросло число фактов организации незаконной миграции.
По данным погранслужбы ФСБ России за 2023 год, основной поток приезжих был из стран ближнего зарубежья. Лидерами по въезду стали граждане Казахстана: количество поездок оттуда увеличилось на 26,7%, до 2,4 млн. Заметно увеличился поток граждан Узбекистана (+51,8%, до 3,1 млн) и Таджикистана (+36,1%, до 2,1 млн). Из стран дальнего зарубежья в десятку вошли Китай и Монголия. Цели у всех визитеров разные: от учебы до работы. Но далеко не все из них при этом соблюдают законы РФ.
Несмотря на незначительное снижение в 2023 году (-3%), общее число преступлений, совершенных иностранцами на территории РФ, осталось высоким: 38,9 тыс., или 4% от общей массы (не забываем при этом про высокую степень латентности). На этом фоне более чем на треть увеличилось количество особо тяжких деяний (до 10 тыс.), а их удельный вес – с 19 до 26%. В общей структуре содеянного иностранцами традиционно преобладали преступления против собственности (31,3%) и связанные с незаконным оборотом наркотиков (25,6%). На экономические, коррупционные и экстремистские преступления пришлось в совокупности 11%. Не брезгуют они и киберпреступлениями.
Основной массив иностранной преступности, как и прежде, регистрируется в Москве (7,2 тыс.) и Московской области (5,3 тыс.), Санкт-Петербурге (2,6 тыс.), а также Самарской (1,4 тыс.) и Челябинской (1,3 тыс.) областях. Заметный прирост произошел также в Алтайском крае (+21,8%), Ямало-Ненецком АО (+72,3%), Тамбовской (+134,6%), Кемеровской (+130,7%), Пензенской (+81,7%), Курской (+71,2%), Томской (+46,3%), Иркутской (+45%), Курганской (+36,4%); Белгородской (+33%), Липецкой (+30,3%), Ивановской (+25,7%) и Тверской (+20%) областях. И это только то, что выявляется.
Как заявил в одном из интервью глава СК РФ Александр Бастрыкин, одним из факторов, способствующих совершению мигрантами преступлений, является низкий уровень их жизни, обусловленный привлечением к неквалифицированному и низкооплачиваемому труду, зачастую без официального оформления. Большинство таких преступлений совершают лица среднего возраста, не имеющие профессионального образования и плохо владеющие русским. Однако наибольшую тревогу у СК вызывает деятельность этнических преступных формирований, организующих в местах пребывания мигрантов неконтролируемые рынки товаров и услуг, в том числе запрещенных. Сегодня подконтрольные им лица занимаются не только незаконной торговлей, включающей сбыт фальсифицированных алкогольных напитков, контрафактных промтоваров известных брендов и просроченных продуктов питания, но и изготавливают поддельные документы, справки и печати, а также отмывают или обналичивают преступные доходы.
По данным ГИАЦ МВД России, в 2023 году около 3 тыс. из 13 тыс. зарегистрированных организованных преступлений оказались на счету этнических ОПГ. Речь идет о тяжких и особо тяжких деяниях. За их совершение привлекли 1,2 тыс. иностранцев. Особо выделялись различные мошенничества, кражи, вымогательства и разбои, бандитизм, сбыт наркотиков, организация незаконной миграции. При этом 29 иностранцев оказались замешаны в террористических преступлениях, а еще 44 – экстремистских. Что касается географии деятельности этнических ОПГ, то наибольшая их активность наблюдается в регионах Центрального, Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов. Добавим, что в 2022 году во исполнение указа президента России от 04.01.22 совместным указанием МВД, ФСБ, ФСИН и Следственного комитета России была утверждена Спецпрограмма по борьбе с этнической оргпреступностью, реальность угрозы которой становится все ощутимее.
Инфографика finexpertiza.ru |
Стабильным резервом для пополнения этнических ОПГ остаются нелегальные мигранты, прибывающие в Россию в поисках лучшей жизни из центральноазиатских стран СНГ. Их легализацией занимаются ушлые коммерсанты с помощью коррумпированных сотрудников полиции, снабжающих тех всеми необходимыми документами. Этот бизнес приносит организаторам сотни миллионов рублей. Так, в декабре за превышение должностных полномочий арестовали экс-начальника УМВД по вопросам миграции Санкт-Петербурга, который помог одной ОПГ поставить на фиктивный миграционный учет 16,2 тыс. иностранцев, 3,1 тыс. из которых привлекались к административной, а 76 – к уголовной ответственности, в том числе за совершение тяжких преступлений. В результате этого мигранты получали патенты на работу и медсправки.
А в феврале 2024 года Второй Западный окружной военный суд приговорил к внушительным срокам лишения свободы (от 13 до 17 лет) трех бывших сотрудников центрального аппарата ФСБ России, обвинявшихся в организации незаконной миграции и преступного сообщества. Как установил суд, еще в 2017 году совместно с «неустановленными лицами» в то время действующий подполковник ФСБ, работавший в Управлении по борьбе с терроризмом, организовал преступное сообщество, члены которого оказывали содействие выходцам из Сирии и Афганистана в получении и продлении виз, а также разрешений на временное проживание. Всего за 2017–2021 годы было выявлено более сотни таких случаев, а также два фиктивных брака с целью получения российского гражданства. При этом сумма денежного вознаграждения за подобную помощь доходила до 100 тыс. руб.
Озабоченные случившимся в «Крокусе» власти решили в очередной раз проверить мигрантов на предмет законности их пребывания, а также хоть как-то упорядочить миграционные процессы в стране. В частности, МВД предлагает сократить с 6 месяцев до 90 дней срок временного пребывания иностранцев, ввести их обязательную дактилоскопию и фотографирование при въезде, а также единый документ в виде ID-карты, заменяющий все ранее выдаваемые. Всю информацию об иностранце будут собирать в единый цифровой профиль лица, административным надзором за пребыванием которого займется полиция. В свою очередь, Минтруд хочет ограничить срок действия трудовых договоров с иностранцами двумя годами (сейчас можно бессрочно), а их целевой набор поручить специально созданной госкомпании. Надеемся, что принимаемые государством организационно-правовые меры вкупе с антикоррупционными чистками профильных органов позволят снизить уровень преступности в миграционной среде.