0
10743
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

10.03.2024 18:51:00

Может ли Россия объявить кому-то войну

Правовой системе РФ неизвестно понятие casus belli

Бахтияр Тузмухамедов

Об авторе: Бахтияр Раисович Тузмухамедов – профессор международного права.

Тэги: война, объявление войны, конституция, история, оон, сша, франция, израиль, россия

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

война, объявление войны, конституция, история, оон, сша, франция, израиль, россия Russia Vectors by Vecteezy

В последнее время в СМИ не раз звучали грозные слова: casus belli («повод для войны» на латыни) и «объявление войны». Они были сказаны в связи с высказываниями президента Франции Эмманюэля Макрона о возможном направлении французских военнослужащих в Украину, и даже в большей степени – со ставшими достоянием широкой публики опрометчивыми высказываниями офицеров Бундесвера о применении ракет против российских инфраструктурных объектов. В эфире крупных государственных телеканалов РФ в ходе обсуждения разговорчивых немцев даже уверенно было сказано, что их действия «подпадают под казус белли, то есть повод для объявления войны» Россией.

В юридической литературе под casus belli понимается формальный повод или предлог для объявления войны, не обязательно, а скорее вовсе не совпадающий с ее действительными причинами. Во времена, предшествовавшие Уставу ООН, он являлся законным оправданием для начала войны, хотя право на войну было поставлено под сомнение еще в 1928 году, когда был заключен Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, более известный как Пакт Бриана–Келлога. Хрестоматийные примеры – убийство в Сараево эрцгерцога Фердинанда в 1914 году и налет на радиостанцию в Глейвице в 1939 году, приведшие соответственно к Первой и Второй мировым войнам.

Устав ООН исключил право на войну из инструментария государственной политики, хотя и сохранил право на применение вооруженной силы в порядке индивидуальной и коллективной самообороны, а также с санкции Совета Безопасности. С ликвидацией права на войну исчезли основания для обращения к casus belli.

Впрочем, примеры фабрикации предлогов для начала военных действий дает и более позднее время. Так, началу широкомасштабной войны во Вьетнаме предшествовал инцидент в Тонкинском заливе в 1964 году, когда эсминец ВМС США «Мэддокс» был якобы атакован северо-вьетнамскими торпедными катерами, а вторжению ведомой США коалиции в Ирак в 2003 году – демонстрация в ходе заседания Совета Безопасности ООН госсекретарем США Колином Пауэллом пробирки с порошком неясного происхождения. Оба предлога оказались заведомо ложными.

Теперь об «объявлении войны». Это понятие отчасти родственно casus belli: если найден предлог, воспользовавшись им, можно объявить войну. Впрочем, оно также является наследием благородных веков, когда поднимали забрало и «шли на вы». Кроме того, объявление войны является юридическим актом, провозглашающим переход в определенное состояние правоотношений с противником, уже совершившим вооруженное нападение на государство, объявляющее войну, или на его союзника по договору о взаимопомощи в сфере обороны. Это нашло отражение в Гаагской конвенции об открытии военных действий 1907 года, которая предусматривала, что военные действия «не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны».

И все же отмена Уставом ООН «права на войну» не могла не сказаться и на институте «объявления войны». Ныне его встретишь далеко не во всякой Конституции, во многих из которых употребляются термины «военное положение» или «состояние войны», вводимые в случае вооруженного нападения на страну. Из старых Конституций объявление войны предусмотрено в Конституции США 1787 года, это полномочие Конгресса, которым он, впрочем, воспользовался всего лишь 11 раз, причем последний такой эпизод случился в 1942 году, когда США объявили войну нескольким союзникам Германии и Японии. В более позднее время иностранные военные экспедиции основывались на достаточно вольном толковании конституционных полномочий президента США как верховного главнокомандующего вооруженными силами, в отдельных случаях сопровождаемом законами, которыми регулировались пределы применения воинских контингентов.

Из более новых основных законов объявление войны кратко упомянуто в Конституции Франции 1958 года, допускающей такой акт с разрешения парламента, однако практика его применения отсутствует. Это понятие известно Конституциям Армении и Азербайджана, но его не найти в Конституциях Казахстана и Грузии, которые предусматривают введение военного положения, а Конституция Китая говорит о «состоянии войны».

Любопытный пример – Израиль, где нет единой Конституции, а ее роль играют несколько основных законов. Объявление войны отнесено к полномочиям правительства (исполнительной власти), причем главную роль в принятии решения играют премьер и министр обороны, а также кабинет национальной безопасности – компактная группа руководителей ведомств, выделенная из общего состава кабинета. Операция «Железные мечи» в ответ на нападение ХАМАС названа «войной», и эта терминология принята и поддержана Кнессетом. Израиль утверждает, что осуществляет акт самообороны, чем невольно возводит ХАМАС на уровень юридически равного себе государственного образования, поскольку в соответствии с Уставом ООН и решениями Международного суда ООН самооборона допустима именно против государства.

А что же в России? Объявление войны было известно только Конституциям РСФСР 1918 года и СССР 1924 года. СССР не объявлял войну Японии 8 августа 1945 года, а уведомил ее о том, что со следующего дня будет считать себя в «состоянии войны» с нею. Именно этот термин применялся в Конституциях СССР 1936 и 1977 годов. Понятие «объявление войны» неизвестно ни ныне действующей Конституции, ни принятым в ее исполнение законам, в них говорится соответственно о военном положении и состоянии войны. Эти слова описывают сложные и чувствительные политико-правовые явления, обращению с которыми противопоказаны словесные вольности, о чем не грех помнить властителям эфира и их собеседникам.



Читайте также


Саудовскому реактору дадут второй шанс

Саудовскому реактору дадут второй шанс

Игорь Субботин

Белый дом вовлечет Эр-Рияд в арабо-еврейскую нормализацию

0
902
Западные военные специалисты помогают ВСУ, несмотря на заявления Трампа

Западные военные специалисты помогают ВСУ, несмотря на заявления Трампа

Владимир Мухин

До начала мирных переговоров партнеры Украины желают выполнить несколько специфических задач

0
1111
Трамп сообщил, что Зеленский готов к сделке

Трамп сообщил, что Зеленский готов к сделке

Наталья Приходко

В Киеве считают, что новый лидер США сначала должен встретиться с украинским президентом

0
1259
Юлианский календарь и российский суверенитет

Юлианский календарь и российский суверенитет

Александр Щипков

О религиозных и политических аспектах старого стиля

0
590

Другие новости