Фото © enginakyurt, 123RF Free Images
В северных регионах России началась крупнейшая за последние годы рыбацкая путина. Флот вышел на промысел мойвы в Баренцево и Норвежское моря. Задача – в течение двух месяцев выловить и доставить на родной берег более 78 тыс. т улова. Это в три раза больше, чем в предыдущие несколько лет. По полкилограмма недорогой и полезной рыбы на одного жителя Российской Федерации – согласитесь, существенная добавка к народному столу.
В период путины нагрузка на крупнейший рыбный порт России в Мурманске возрастает в разы. Портовики заранее готовились, еще с декабря 2023 года, ведь сезонный рост подходов судов с рыбой обязывает обеспечить ритмичную выгрузку продукции и быстрое возвращение траулеров на промысел. Мойва в море не ждет – пришла в конце февраля и ушла в апреле. В это время рыбаки и портовики работают как одна команда, круглосуточно, сверяя часы на дополнительных совещаниях и производственных графиках. Все понимают – свежую рыбу нужно быстро протолкнуть в центр страны. Так рука об руку трудятся в производственном звене рыбного хозяйства. Написано это не для того, чтобы выделить труд рыбаков и портовиков, а для того, чтобы сравнить некоторые явления, касающиеся дальнейшего «путешествия» российской рыбной продукции на родном берегу.
Какое количество мойвы ежегодно съедал советский человек, сегодня сказать трудно. Тем не менее можно вспомнить следующее. В арктических морях в 70-х годах прошлого века Советский Союз и Норвегия вместе ежегодно добывали до 3 млн т северо-восточной атлантической мойвы – почти в 10 раз больше нынешнего. Это привело к катастрофическому снижению запаса этого вида рыб. В середине 80-х вылов мойвы на Севере был прекращен. В последующие десятилетия промысел то открывали, то закрывали, но объем добычи был уже гораздо меньше.
Так или иначе во времена СССР мойвы в магазинах было завались, и стоила она 20 коп/кг, как стакан сока. Люди привыкли, понимали, что берут, и потребляли нежную рыбку в отварном или жареном виде. Ну а по выходным в дружеских компаниях с кружками в руках – в основном в копченом или вяленом исполнении. Мойвы реально ели много, с удовольствием, и она поднимала настроение.
Последние три десятилетия мойва в свежем или свежезамороженном виде в магазинах появляется эпизодически. Может быть, именно поэтому новые поколения россиян об этой рыбе как о регулярном продукте питания не думают, считая ее маленькой и непонятной. Чего не скажешь о жителях других приморских стран. К примеру, в Японии мойвой питаются практически ежедневно. Потому что польза. Кроме легкости употребления эта рыба богата целым рядом витаминов и микроэлементов. В ней гораздо больше селена, чем в мясе, а этот минерал обладает антиоксидантным действием и способствует омоложению.
Особо важный для жителей нашей страны вопрос – цена. Рыбодобывающие предприятия в этом году в порту Мурманск планируют реализовывать мойву по 70 руб. за килограмм. Согласитесь, это доступная рыба. Однако для того чтобы попасть на прилавок в центр России, ее с палубы океанского судна нужно доставить в регионы и торговые сети. Задача эта не из простых, и окутана она густым финансовым туманом.
Фокусы с рыбой – популярный береговой жанр. Сказать, что «рыба стала дорогая», – это ничего не сказать. С точки зрения рыбака-производственника, понять, почему непереработанная свежезамороженная рыбная продукция в судовой коробке на пути от причала к прилавку дорожает в два, а то и в пять раз – невозможно. Мойва, как пример, является лидером торговых спекуляций. В продаже порой можно увидеть размороженную мойву по 600 руб. за килограмм. Уму непостижимо. Это же сколько в «советских стаканах сока»! В свою очередь, те, кто трудится в море, сохраняют советскую традицию: продают килограмм мойвы на внутренний оптовый рынок за тот же один «российский стакан сока».
А граждане видят совсем другие цены на прилавках и в результате обходят рыбу стороной. Такая ситуация не устраивает не только покупателей, но и российских рыбаков, которые заинтересованы в стабильном сбыте своих уловов.
Пришло время. Пора уже правительству наводить порядок на внутреннем рынке в «загадочном» лабиринте товарооборота пищевой рыбной продукции.
Как ранее писала «Независимая газета» (см. номер от 18.10.23), в октябре 2023 года глава государства поручил премьер-министру Михаилу Мишустину разработать при участии заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ, отраслевых союзов, ассоциаций и утвердить план мероприятий («дорожную карту») по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года, а также обеспечить его реализацию.
Прошло полгода – «рыбной карты» нет. Зато есть переписка между федеральными ведомствами о «согласовании проведения разнообразных научно-исследовательских работ и маркетинговых исследований, направленных на изучение потребительских предпочтений российского населения, полезных свойств рыбы для здоровья человека, технологий переработки рыбы, ее замораживания и размораживания как ключевых факторов, влияющих на внешние характеристики и органолептические свойства продукции», и т.д. и т.п. В целом очень много умных слов, мыслей и предложений. Увлекательной деятельностью в ближайшие годы будут заняты многие исполнители президентского поручения.
Справедливости ради следует сказать, что все-таки один позитивный момент в этом сюжете присутствует: «подготовка предложений по приоритезации российской рыбной продукции при организации государственных закупок». На это направление работы обращала внимание «Независимая газета» (см. номер от 12.10.23).
Какие можно сделать промежуточные выводы в связи с поручением главы государства? Первый – президент, похоже, один хочет, чтобы население ело рыбы больше. Второй – на берегу погреть руки на этой самой рыбе стремятся очень многие коммерсанты. Третий – машина бюрократии, как всегда, хитра и изобретательна. Четвертый – путь человека к здоровой и доступной рыбной пище в нашей стране окажется долгим и трудным. Но не будем опускать руки. А пока жители России пойдут к рыбным прилавкам смотреть на цены. По крайней мере до окончания научно-исследовательских работ и маркетинговых исследований, направленных на изучение их потребительских предпочтений.