Фото свящ. Игорь Палкин\foto.patriarchia.ru
Субботняя встреча патриарха Кирилла с участниками всемирного фестиваля молодежи, который в эти дни проходит на федеральной территории «Сириус», привлекла внимание публики. Людям давно не хватало такого свободного разговора с духовным лидером доминирующей в России религиозной организации. РПЦ из-за своего статуса воспринимается как что-то вроде дополнительного государственного ведомства со всеми вытекающими бюрократическими последствиями. А патриарх разоткровенничался, вероятно, поддавшись обаянию и искренности аудитории.
Первое, что привлекло внимание комментаторов, – обмен репликами с Кельдебеком из Киргизии, который обратился к патриарху с вопросом про гастарбайтеров. Любопытно не то, что ответил глава РПЦ. Он лишь повторил уже не раз высказанные им идеи об опасности пребывания в России людей иной культуры и религии, если они отказываются адаптироваться к обычаям нашей страны. Интересно, что не гастарбайтер, а участник престижного фестиваля задался вопросом о трудовых мигрантах. Значит, эта тема в Киргизии считается главной в отношениях с Россией. Молодежь настроена именно на трудовую деятельность, а не на международные контакты более высокого уровня – культурный, научный обмен между странами. Получается, что лейтмотив отношений россиян и кыргызстанцев – ксенофобия, права приезжих, межрелигиозные трения. Тоже симптом!
К патриарху обратились и другие мусульмане, например Мансур аль-Аджмани из Республики Нигер. «На Африканском континенте – самый высокий в мире уровень рождаемости, а в моей стране, Республике Нигер, – самый высокий на континенте. Могут ли африканцы стать убедительным свидетельством для каждого, что больше детей в семье – это более значимо, чем материальное богатство и деньги?» – спросил молодой человек. Вопрос, как говорят экзаменаторы, «со звездочкой». Что ответить духовному лидеру? Ведь Россия действительно стремится к многодетности семей. Но можно ли считать Африку образцом для подражания? Этот континент традиционно служит примером крайней бедности. Весь мир десятилетиями борется за то, чтобы вытащить африканских детей из нищеты, и даже спасает их от голодной смерти. Вспоминается жуткая фотография Кевина Картера, на которой запечатлены умирающий от голода мальчик и стервятник, ждущий поживы.
Отвечая на вопрос Мансура, патриарх Кирилл, конечно, не мог погрешить против истины. «Люди стремятся жить так, как живут в богатых странах», – признал он. Но заметил, что желание подражать благополучным странам ослабляет влияние традиционных ценностей там, где они еще значимы. «Мои слова ни в коем случае не надо понимать так, будто не нужно стремиться к улучшению материального состояния. Конечно, нужно! Всенепременно нужно развивать экономику, науку, образование. Но при этом будьте бдительны в отношении того, чтобы не разрушить духовные основы жизни, в том числе глубокую веру в Бога, которой сегодня действительно отмечена и Африка, и Латинская Америка», – посоветовал глава РПЦ. При этом нельзя не оговориться, что «духовность» в африканских и карибских странах часто дословно означает поклонение духам природы, а не этический монотеизм. Но не примитивные верования, безусловно, имел в виду патриарх.
Кирилл не мог посоветовать отказаться от стремления к материальному благополучию, ведь в ходе того же разговора он рассказал слушателям, как терпел лишения в молодости. Подробно поведал, как делил плавленый сырок на три части, как покупал батон за 13 копеек. Что примечательно, упомянул, что ежедневно покупал газету за 3 копейки. Молодежи, конечно, это ни о чем не говорит, но люди старшего поколения знают, что столько стоили главная партийная газета «Правда» и издание Верховного совета СССР «Известия».
«Меня зовут Кимберли Глисон, я живу недалеко от Ростова Великого. Моя семья переехала в Россию, потому что мои родители хотят растить детей согласно своей вере, а не той идеологии, которую навязывают в США в сфере гендера. Но как западным христианам защитить своих детей? Может ли Россия принять всех желающих?» – такой вопрос задала девушка, которая появилась на встрече с патриархом, вероятно, не совсем случайно. Она довольно известная особа в церковных кругах: дочь православного священника из США, вся семья переехала шесть лет назад в российскую глубинку. На специальных ресурсах можно найти профиль девушки – она дает частные уроки английского языка.
И на этот вопрос патриарх ответил с подкупающей искренностью: «Россия, конечно, большая страна и многих может принять, но не думаю, что возможно принять всех желающих». Глава РПЦ считает, что таких искателей немало. «Благодарю Бога за то, что очень много людей сегодня действительно видят в России свет в конце туннеля», – отметил Кирилл. Но если обратиться к статистическим данным по особой категории «идейных» иммигрантов, то выясняется следующее. Они в основном прибывают из недружественных стран. Официозные СМИ говорят о десятках тысяч таких желающих найти «свет в конце туннеля», однако официальные инстанции указывают, что за девять месяцев 2023 года (кажется, это наиболее свежие итоги на данный момент) в РФ перебрались 700 человек.
Большинство из них – репатрианты, то есть бывшие соотечественники, которые когда-то переехали за границу, но не нашли там для себя лучшей жизни и решили вернуться. Что касается исконных представителей западных наций, то убежденных – в основном на религиозной почве – переселенцев набираются скорее десятки человек, чем сотни и тем более тысячи. Это сопоставимо с числом иностранцев, которые обращались за политическим убежищем к СССР, стране победившего социализма. Думается, что такое количество идейных русофилов страна вполне способна адаптировать.
Среди них есть известные персоны. Экс-глава МИД Австрии Карин Кнайсль недавно переехала под Рязань. Правда, гражданство она менять не намерена. Кнайсль рассказала о своих планах, также выступая на фестивале в «Сириусе».
Это лишь несколько интересных тем, затронутых в беседе патриарха и молодых иностранцев. Такие встречи, может быть, важны не только молодым людям, но и самому главе РПЦ. Он много говорит о молодежи, о миссии среди новых поколений, о будущем – и вот выдалась отличная возможность получить обратную связь.