Фото Reuters
Трудности с приобретением продовольственных товаров, проблемы с обеспеченностью энергоносителями и перебои с транспортом продолжают быть частью повседневности жителей Острова свободы. При этом в начале 2024 года государство объявило о внедрении новых экономических мер, направленных на преодоление кризиса. Среди них – повышение цен на бензин, внедрение заправок, где придется расплачиваться в валюте, увеличение тарифов на электричество и газ. Если раньше литр топлива стоил до 20–37,5 песо, то с 1 февраля этого года цена на него поднимется до 114–198 песо. С марта на 25% увеличатся тарифы на электричество для тех, кто потребляет более 500 кВт-ч. Цены на газ поднимутся со 180 до 225 песо за баллон с 1 марта.
Структурный социально-экономический кризис окончательно был спровоцирован на Кубе в контексте мировой пандемии. Сокращение валютных поступлений от туристической отрасли в условиях закрытия границ и ужесточения североамериканской санкционной политики привело к тому, что страна не могла позволить себе закупать за рубежом необходимые товары в нужном количестве – начиная от базовых продовольственных продуктов и заканчивая энергоносителями.
Следующим звеном цепи стала давно задуманная, но не вовремя реализованная валютная реформа (унификация песо), проведенная на рубеже 2020–2021 годов, в разгар пандемии и ее негативных последствий. Реальная инфляция, вызванная этой экономической мерой, значительно превысила прогнозируемые кубинскими экономистами показатели. В 2023 году цены продолжали расти. Средний уровень инфляции за год – 30%, при этом в государственном секторе – менее 6,5%, в частном сегменте – 62%, а на сельскохозяйственном рынке – 72%. Валюты продолжало не хватать, что вынудило государство внедрить в стране систему оплаты определенных товаров и услуг в свободно конвертируемой валюте (MLC). Зарплаты, конечно, тоже индексировали, но их рост не поспевает за инфляцией. Врач получает 4–5 тыс. песо. Зарплата в 8 тыс. песо считается очень высокой. При этом по официальному курсу 1 долл. равен 110–120 песо, тогда как на черном рынке к февралю 2024 года он подобрался к 290 песо.
В то же время система субсидий – продукты по либрете («по карточкам») – хотя и не отменена, но сужается. Сегодня субсидируемых продуктов хватает примерно на неделю. Все остальное необходимо покупать на свободном рынке, где цены кусаются и сравнимы со стандартными ценами в европейском супермаркете, а предложение товаров довольно узкое.
Параллельное внедрение мер, направленных на либерализацию некоторых сфер хозяйства, стимулировало обращение экономических агентов (как государственных, так и частных) к использованию сложившейся конъюнктуры для собственного обогащения, что фактически происходило за счет простого населения. Наиболее ярким примером здесь стал рост цен. Частники (формальная легализация частного бизнеса произошла в августе 2021 года), получившие право осуществлять экспортные и импортные операции, продают втридорога импортные товары и не заинтересованы в том, чтобы поднимать национальное производство. Государственные предприятия, которые также стали получать больше возможностей для самофинансирования, в определенный момент начали продавать товары за свободно конвертируемую валюту, чтобы получать больше прибыли. Таким образом, именно обычные граждане вынуждены платить государству или частнику по цене, не соответствующей заработной плате.
Надежды на нормализацию отношений с США, которые возникли в конце 2014 года в период второго президентского срока Барака Обамы, были напрасными. Администрация Дональда Трампа отказалась от этого вектора и вернула Кубу в список государств – спонсоров терроризма, что создает дополнительные проблемы в торговле с третьими странами и в привлечении иностранных инвестиций. А именно на этот источник финансирования рассчитывает сегодня кубинское руководство. Экономическая блокада – именно так характеризуют кубинцы политику США по отношению к острову, которая длится более 60 лет, – Трампом была только ужесточена. Ожидания перемен с приходом в Овальный кабинет Джозефа Байдена тоже не оправдались. Так что прогнозировать столь желанное кубинцами снятие американских санкций в контексте грядущих в США президентских выборов представляется не слишком обоснованным.
Попытки Кубы стабилизировать экономику пока не достигли успеха. Хотя в 2023 году туристический сектор начал восстанавливаться быстрее, чем в предыдущий период, объемы поступлений от него не достигают допандемийных показателей. В целом кубинский ВВП сократился в 2023 году на 1–2%, снизилось и без того недостаточное национальное производство некоторых базовых продуктов потребления (молоко, яйца, свинина), а также обострилась ситуация с выплатой внешнего долга.
Если во времена легендарного Фиделя революционное руководство умело говорить с народом, к примеру убеждать экономить электричество или пересаживаться на велосипеды перед лицом транспортных и энергетических проблем, то нынешний президент Мигель Диас-Канель куда менее авторитетен. К тому же череда реформ, нацеленных на интеграцию рынка в плановую систему Кубы, – «актуализация экономической модели развития», запущенная с приходом к власти младшего брата Фиделя Рауля Кастро и закрепленная решениями VI съезда Компартии Кубы, – ограничила возможности прибегать к мерам мобилизационного типа. Если вы либерализовали куплю и продажу автомобилей частными лицами (меры внедрены в 2011 и 2014 годах), то вам сложно будет заставить частных лиц экономить бензин. Отсюда и появляется тришкин кафтан: попытки снять с государства ответственность за определенные аспекты экономической жизни ограничили возможности государства регулировать социально-экономическую ситуацию.
Когда же Куба справится с кризисом? Меры экономии работают, но отчасти стимулируют и дискредитацию руководства Кубы среди населения. В рамках избранной парадигмы экономических преобразований у правительства нет ресурса для решения проблем иным путем. Нужно делать государство более эффективным, способным конкурировать с частным производителем. Но на практике сфера компетентности государства и его возможности сужаются. Руководство страны во многом делает ставку на помощь извне – пожертвования, гуманитарная помощь и инвестиции. Тем не менее пока крупные игроки и партнеры острова – Китай, Россия, Бразилия – не готовы комплексно поддержать хозяйственную систему Кубы, хотя и демонстрируют более высокий интерес к сотрудничеству с ней в новых геополитических реалиях.