0
6423
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

01.02.2024 19:04:00

Алмазный вызов Анголы

Луанда просит Москву уйти из добывающего бизнеса в стране

Юрий Сигов

Об авторе: Юрий Игоревич Сигов – журналист-международник.

Тэги: ангола, внешняя политика, алмазный бизнес, алмазодобыча, алроса, акции, западные санкции

Все статьи по теме "Санкционные войны"

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

ангола, внешняя политика, алмазный бизнес, алмазодобыча, алроса, акции, западные санкции На фото четвертый по величине рудник по добыче алмазов Катока в Анголе. Фото сайта wencomine.com

Ангольские власти недвусмысленно попросили российскую сторону в горнодобывающей компании «Катока» уйти из очень прибыльного алмазного бизнеса в этой стране. Причина – введение целого ряда западных санкций против компании (где по 41% акций принадлежат российской компании «Алроса» и ангольской государственной компании «Эндема»), которая с 1992 года вела добычу алмазов главным образом на месторождениях в районе города Сауримо.

С января нынешнего года Евросоюз ввел так называемый алмазный пакет санкций против РФ, согласно которому на международном уровне будет сделано все возможное, чтобы сократить максимально доходы Москвы от любого бизнеса (даже в третьих странах), связанного с алмазодобычей. По этой причине российскую сторону ангольцы просят «просто» выйти из бизнеса, поскольку ее присутствие в рамках «Катоки» якобы создает проблемы для всего ангольского бизнеса на международном уровне.

Ангольская сторона намерена и дальше активно продолжать добывать алмазы, но уже самостоятельно. При этом российские партнеры требуют за выход из бизнеса компании финансовую компенсацию, поскольку за годы работы в Анголе туда были привлечены значительные инвестиции. Однако ангольцы требуют от «Алросы» выйти из проекта без предварительных условий, мотивируя это тем, что «земля под алмазами ангольская, и никто за нее России и ее бизнесу ничего не должен».

Здесь стоит учесть два важных момента. С начала нынешнего года против российской алмазодобывающей компании «Алроса» были введены санкции как на экспорт алмазов за рубеж, так и лично против ее генерального директора. При этом за последний год как минимум общий вектор внешней политики Анголы достаточно серьезно сдвинулся в сторону от России и Китая и очень конкретно переориентировался на сотрудничество с США и Евросоюзом.

Если еще сравнительно недавно Ангола в своих внешнеполитических предпочтениях ориентировалась на Пекин (инфраструктурные проекты) и Россию (оборонное сотрудничество), то теперь ключевым партнером страны на внешней арене становятся Соединенные Штаты. Главным проектом, который нынче объединяет интересы Луанды и Вашингтона, становится так называемый железнодорожный транспортный коридор, ведущий с территории Замбии и Демократической Республики Конго (ДРК) через Анголу к ее порту Лобиту на берегу Атлантического океана.

Замечу, что проект вели еще с 2012 года китайцы и вроде бы готовы были сдать его для окончательного запуска. Но затем китайская сторона попросила концессию на его владение сроком на 30 лет, что ангольцам очень не понравилось. В итоге китайская сторона увезла всех своих рабочих и инженеров, проект был заморожен, но тут свои услуги как раз и предложили американцы. Они выдали сначала Анголе 250 млн долл. на завершение проекта, а затем через Экспортно-импортный банк США предоставили Луанде еще один кредит на 900 млн.

Транспортный коридор будет в нынешнем году запущен на полную мощность, и предназначен он для вывоза через ангольский порт целого ряда природных ресурсов из внутренних районов Африки (особенно кобальта и меди). В перспективе коридор планируется протянуть на другой конец континента – до побережья Индийского океана в Мозамбике, что позволит по железнодорожному полотну в оба направления без проблем вывозить местные природные богатства.

Разворот Анголы в сторону США далеко не случаен. В ноябре прошлого года президента страны Жоау Лоуренсу (который, кстати, выпускник нашей военной академии, он же был до президентского поста министром обороны) принимал хозяин Белого дома Джозеф Байден, а за последние несколько месяцев Луанду посетили министр обороны США Ллойд Остин (оборонное сотрудничество между двумя странами существенно выросло за последние пару лет), и только что – госсекретарь Энтони Блинкен.

Все эти визиты подавались ангольской стороной как чрезвычайно важные, взаимовыгодные, а американцы и вовсе позиционируют Анголу как своего «образцового и ключевого партнера во всех сферах на Западном побережье Африки».

Показательно и то, что с момента начала СВО Ангола весьма критически высказывалась относительно действий российского руководства (по крайней мере в интервью западным СМИ, прежде всего со стороны президента страны). А Лоуренсу не приехал на прошлогодний саммит Россия–Африка в Санкт Петербург. Между тем ангольский руководитель по дипломатическим каналам дал понять, что намерен прибыть в Казань на саммит БРИКС, где он хотел бы присоединиться к группе государств, планирующих вхождение в состав этого объединения по схеме «БРИКС плюс».

Как в этой ситуации себя вести России? Власти Анголы, безусловно, помнят, что своим независимым существованием они во многом обязаны Советскому Союзу и Кубе, которые на протяжении долгих лет в конце 1970-х – начале 1990-х защищали страну от внешней агрессии. Подавляющее большинство нынешних ангольских руководителей учились – и не по разу – в СССР и затем в России, в том числе в наших военных учебных заведениях. Но… На дворе – другие времена, другие нравы и другие «правила игры в Африку», в которых прежние заслуги могут быть очень быстро обнулены, если они не подкреплены чем-то конкретно финансовым, практически выгодным и экономически перспективным.

Соревноваться в инвестициях в Анголу с зарубежными конкурентами Москве бессмысленно. Надеяться, что в Луанде будут и дальше «по старой дружбе» ориентироваться на Россию, также бесперспективно. Вероятно, и для алмазного бизнеса с «Катокой», и для всех остальных вариантов возможного экономического сотрудничества надо срочно вырабатывать новые схемы ведения совместного бизнеса с ангольцами.

Как ооновский чиновник, проработавший в Анголе не один год, могу заверить, что американские визиты на высшем уровне в эту страну именно сейчас далеко неслучайны. Современные ангольские руководители – предельные прагматики. И если президент Лоуренсу все-таки долетит до Казани осенью для участия в саммите БРИКС, ему надо предложить то, что его реально заинтересует. В противном случае его будет в рамках этого объединения интересовать только одно – деньги. А предоставят их ОАЭ, Россия, Китай или Индия – для Луанды это будет не принципиально. 


Читайте также


Трамп не помешает НАТО нацеливать ракеты на Россию

Трамп не помешает НАТО нацеливать ракеты на Россию

Владимир Мухин

Открываемая в Польше новая база Североатлантического альянса опасна интересам РФ

0
10274
Трамп определяется с ответственными за внешнюю политику

Трамп определяется с ответственными за внешнюю политику

Геннадий Петров

В команду нового президента США могут попасть борцы с ООН, Китаем и Россией

0
2672
Индия стала вторым после Китая деловым партнером России

Индия стала вторым после Китая деловым партнером России

Владимир Скосырев

Москва и Дели ищут путь к устранению дисбаланса в торговле

0
2414
О словах польских политиков и близости решения по украинскому вопросу

О словах польских политиков и близости решения по украинскому вопросу

Приход Трампа к власти в США может запустить цепную реакцию в Европе

0
8084

Другие новости