На фото Литургия, проведенная епископом Зарайским Константином в храме прп. Сергия Радонежского в ЮАР. Фото сайта exarchate-africa.ru
В эти дни (с 11 января) исполняющий обязанности главы патриаршего экзархата РПЦ в Африке епископ Константин (Островский) находится с пастырским визитом на Черном континенте. Обращают на себя внимание аккуратность и осторожность, с которыми представитель Московского патриархата исследует вверенные ему приходы. Должность Островский получил решением Синода РПЦ 11 октября 2023 года и сменил на ней митрополита Леонида (Горбачева). Экс-экзарх возглавлял эту религиозную структуру с самого начала ее основания – в конце декабря 2021 года. Образован экзархат был после разрыва евхаристического общения РПЦ с патриархом Александрийским и всея Африки Феодором II из-за того, что тот признал легитимность и каноничность Православной церкви Украины (ПЦУ).
Активная деятельность Горбачева в странах Африки возмущала Александрийский патриархат, который считает материк своей канонической территорией. Русский митрополит же постоянно отчитывался в своем Telegram-канале о «проделанной работе»: по его словам, только за полтора года под омофором патриарха Кирилла оказалось 200 приходов в 25 африканских странах. К июлю 2023 года к РПЦ на континенте присоединились около 215 священников, и каждый день их становится все больше, утверждал Леонид.
В ноябре 2022 года Синод Александрийской церкви, рассмотрев вопрос «вторжения РПЦ в приходскую духовно-пастырскую юрисдикцию Александрийского патриархата на Африканском континенте», постановил лишить Горбачева сана «за ряд канонических преступлений», таких как «вторжение в юрисдикцию древней церкви, раздача антиминсов и мира, подкуп местного духовенства и т.д.».
Назначение Островского на должность и.о. африканского экзарха от РПЦ в Александрии никак не прокомментировали. Надо сказать, что сам епископ Константин не торопился с визитом на континент. В декабре прошлого года он отказался от личного участия в международной конференции, которую российский Международный фонд духовного единства народов проводил в Шарм-эль-Шейхе. Свой нынешний визит Островский начал с Южно-Африканской Республики (ЮАР), где еще с конца 1990-х годов существует приход Московского патриархата.
Сразу после своего прибытия в Йоханнесбург епископ посетил храм преподобного Сергия Радонежского, а первое богослужение в этом соборе он совершил лишь несколько дней спустя – 14 января. Даже по канонам Александрийского патриархата Островский имел на это право. Церковь была построена в начале 2000-х годов с согласия патриарха Феодора и на участке земли, который был выкуплен выходцами из России.
После того как РПЦ разорвала евхаристическое общение с патриархом Феодором, она решением Синода в декабре 2019 года вывела «из юрисдикции Александрийского патриархата приходы Русской православной церкви, находящиеся на Африканском континенте» и придала им ставропигиальный статус, то есть в подчинении патриарха Московского. Феодор II против этого решения не возражал, но и не ожидал, что два года спустя на его канонической территории начнет действовать русский экзархат.
Помимо богослужебной деятельности Островский в ходе своего визита в ЮАР провел ряд встреч, однако все они не носили миссионерский характер. В беседе епископа Константина с послом РФ в Южно-Африканской Республике Ильей Рогачевым 12 января они обсудили «широкий спектр тем, касающихся интересов соотечественников, проживающих на юге Африки, и их пастырского окормления». 16 января Константин уже в Кейптауне встретился с генеральным консулом РФ Алексеем Маленко. Стороны «обсудили вопросы, касающиеся деятельности патриаршего экзархата Африки в ЮАР, пастырского окормления соотечественников и взаимодействия между Русской православной церковью и дипломатическими представительствами Российской Федерации в этой стране».
Помимо этого у Островского были встречи с представителями древних восточных церквей. И.о. экзарха переговорил с духовенством Коптской и Маланкарской церквей. Они не имеют претензий к Московскому патриархату и активно сотрудничают с Москвой. Патриарх Кирилл не однажды принимал коптские и маланкарские делегации в столице России.
На официальном сайте Африканского экзархата теперь все чаще упоминаются литургии, которые совершают священнослужители РПЦ на территориях или в помещениях, принадлежащих России, – в посольствах, консульствах, дипломатических корпусах. Нет информации о новых переходах клириков Александрийской церкви под омофор патриарха Кирилла. В новости от 15 января на сайте экзархата есть только такая дипломатичная фраза: «Иерей Георгий (Максимов. – «НГ») побеседовал с членами Александрийской православной церкви, а также некоторых инославных общин, желающих присоединиться к Русской православной церкви».
Возникли предположения, что РПЦ решила отказаться от активного миссионерства в Африке. Звучали и конспирологические заявления, что «отказ от Африканского экзархата является частью «большой сделки». «Данный процесс происходит на фоне поддержки Ватиканом «формулы мира», продвигаемой Киевом, а также весьма показательного сигнала от Константинопольского патриарха», – утверждает Telegram-канал «Правблог». «До 2025 года осталось совсем немного. И для католиков было бы здорово, если бы патриарх Варфоломей подошел к знаменательной дате и решениям о «восстановлении христианского единства» в качестве «бесспорного лидера» православного мира. А что же в качестве результатов договоренностей получит Русская церковь? Судя по развитию ситуации с митрополитом Леонидом, складывается впечатление, что греки потребовали у нашей стороны его головы как доказательства готовности РПЦ к заключению сделки» – такой пассаж канала перепостил в своем Telegram-канале отставной экзарх Горбачев.
В начале января Леонид опубликовал у себя и размышления Telegram-аккаунта «Генерал Селивачев»: «Африканский экзархат возглавил митрополит Леонид, и с нуля быстро начала строиться огромная структура, которая в перспективе неизбежно должна обогнать по своему масштабу материнскую церковь – Русскую. В результате то, что имело целью быть лишь обменной картой (возможно?), силой обстоятельств и усилиями энергичного администратора стало превращаться в нечто, имеющее самостоятельную ценность, что уже не получается обменять без потери авторитета».
При этом сам Горбачев нынешнюю деятельность экзархата предпочитает не комментировать, однако из того, что он репостит, понятно, что сам он не очень доволен происходящим.