На фото один из лидеров католической оппозиции епископ Роландо Альварес до своего ареста. Фото Reutes
Руководство Никарагуа продолжает политику, направленную на подрыв позиций католической церкви. Власти принудительно высылают из страны неугодных священников либо запрещают им въезд на территорию Никарагуа. С 2018 года по настоящее время арестовано или выслано более 200 служителей культа. В 2023 году гонения приняли систематический характер: именно на прошлый год пришлось до 80% задержаний и высылок. Кроме того, было совершено 307 актов агрессии против священнослужителей, запрещено 3,6 тыс. процессий, закрыто три католических университета, прекращены выплаты пенсий пожилым священникам.
Очередной виток репрессий имел место в конце декабря. Тогда были задержаны и помещены под стражу 17 служителей церкви, среди них – епископ Исидоро Мора (его местонахождение неизвестно). В прошлом году Никарагуа фактически разорвала отношения с Ватиканом. Конфликт намечался давно: папа Франциск регулярно выражал обеспокоенность «антиклерикальной» политикой никарагуанских властей.
После возвращения к власти в 2007 году президент Даниэль Ортега старался заручиться поддержкой католических иерархов, чтобы расширить социальную базу сандинистов за счет верующих низов, использовать в своих интересах пропагандистский потенциал церкви. Но после массовых антиправительственных выступлений 2018 года церковь стала одним из центров оппозиции правящему режиму. Власти долго не решались перейти в открытое наступление, опасаясь вызвать возмущение населения. Ситуация изменилась в конце 2021-го – после переизбрания Ортеги на новый срок.
В 2022 году был арестован один из лидеров католической оппозиции епископ Роландо Альварес (в феврале 2023 года приговорен к 26 годам лишения свободы). Это был пробный шаг с целью проверить общественную реакцию. Протестов не последовало, и Ортега почувствовал, что у него развязаны руки. Задержание Альвареса стало предвестником масштабных «антиклерикальных» мер.
К началу 2022 года правая и левая гражданская оппозиция в Никарагуа оказалась разгромлена. Ее партии были фактически поставлены вне закона, лидеры и активисты высланы из страны и лишены никарагуанского гражданства. В стране действует однопартийная политическая система во главе с Сандинистским фронтом национального освобождения (СФНО). Католическая церковь – единственная организованная сила внутри страны, которая открыто критикует власти. Ортега опасается, что она станет центром объединения его противников, а со временем – ядром широкого оппозиционного движения. Поэтому правительство стремится обескровить ее структуры в центре и на местах. Преследуется цель изолировать клир от паствы, лишить его рычагов воздействия на массовую аудиторию.
Правительством развязана пропагандистская кампания по дискредитации священнослужителей. Антицерковная риторика отличается высокой степенью примитивности, конфронтационности и непримиримости. Она рассчитана на малограмотные люмпенизированные слои. Руководит этим направлением супруга президента Росарио Мурильо. В своих проповедях она нападает на католических иерархов, называет их представителями сил тьмы и служителями зла. При этом намекает, что сама напрямую общается с Богом. Мероприятия с участием Мурильо все больше походят на некие религиозные ритуалы. Очевидно намерение Мурильо стать фактической главой никарагуанских католиков. Это желание вполне закономерно: любой авторитарный режим старается придать себе ореол святости и непогрешимости.
Карательная политика в отношении опальных католических иерархов – составная часть общего репрессивного курса никарагуанского руководства. Ужесточение репрессий вызвано сужением социальной базы режима. Рейтинг СФНО упал до 15%. При этом до 35% самих сандинистов недовольны правлением Ортеги. Опросы показывают, что свыше 60% граждан не одобряют действующую власть и позитивно оценивают лидеров оппозиции. Половина никарагуанцев мечтает уехать из страны. Узость социальной базы Ортега пытается компенсировать усилением давления на общество, чтобы исключить любую возможность появления организованной оппозиции. Упраздняются неподконтрольные властям общественные организации, закрываются частные университеты. Начата чистка внутри СФНО.
В силу вышеизложенного логично предположить, что в 2024 году власти продолжат расправляться с неугодными священнослужителями. Главным средством борьбы будут высылки и лишение гражданства. Об этом говорят последние события в стране. 14 января в Ватикан была отправлена группа содержавшихся под стражей священников, включая Мору. В число высланных вошел и Альварес. Тем самым Ортега избавляется от влиятельных оппозиционеров-католиков и одновременно отводит от себя обвинения мирового сообщества в том, что в Никарагуа есть политические заключенные.
Ортега хотел бы превратить церковь в придаток партийно-государственного аппарата. На практике это едва ли возможно. Поэтому с помощью репрессий власть будет пытаться обеспечить как минимум политическую лояльность католических иерархов. О том, что эта цель достижима, говорит поведение лидера никарагуанских католиков кардинала Леопольдо Бренеса. Он предпочитает не обострять отношений с правительством, не комментирует факты политических преследований своих подчиненных. Не исключено, что Ортега постарается окончательно перетянуть Бренеса на свою сторону с целью вызвать раскол в рядах духовенства.