Фото агентства городских новостей "Москва"
В громкой истории, связанной с изменением в России системы обращения с безнадзорными животными, появился новый аргумент в пользу гуманности. Конституционный суд РФ 4 декабря выпустил постановление, в котором сказано, что «регулирование обращения с животными должно быть основано на гуманности». Умерщвление животных – совсем не выход, подтвердил высший судебный орган конституционного контроля.
Как мы уже отмечали (в «НГ» от 20.04.23), после вступления в силу поправок к 498-ФЗ возникает высокий риск того, что субъекты Российской Федерации будут принимать собственные негуманные нормативные акты в отношении безнадзорных животных. Регионам, по сути, отдали на откуп разрешение вопроса – жить бездомным собакам после отлова или нет.
Уже два месяца в субъектах РФ идет активная работа по подготовке таких документов (в соответствии с принятыми и вступившими в силу поправками к Федеральному закону от 24.07.2023 № 377-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»). В числе первых, кто активно включился в процесс, – Бурятия и Магаданская область. Нужно отметить, что именно эти территории фактически саботировали реализацию программы «отлов–стерилизация–вакцинация–возврат» (ОСВВ) и в итоге выбрали умерщвление животных в качестве самого удобного инструмента для разрешения проблемы безнадзорных стай на улицах.
В регионах организуются новые места, куда будут определяться безнадзорные животные, – пункты временного содержания. В нормативных актах указано, что эти пункты не являются приютами, соответственно требования к организации, деятельности, порядку осуществления контроля за такой деятельностью в соответствии с 498-ФЗ на подобные места не распространяются. Как и предполагалось ранее, на стадии принятия поправок в 498-ФЗ, если соответствующее решение будет принято регионом, именно в этих пунктах временного содержания животные будут умерщвляться. В регионах утверждают, что умерщвлять будут «невостребованных животных» и «немотивированных агрессоров». Причем необходимо отметить, что критерий «немотивированной агрессивности» в каждом субъекте РФ свой, отсутствует комплексный подход в толковании определения, отсутствует также терминология в федеральных нормативных актах. К «невостребованным животным» регионы причисляют тех, чей владелец не нашелся за очень короткий срок – всего месяц.
Вместе с тем на федеральном уровне при содействии зоозащитников, юристов и независимых экспертов проводится своя работа, результатом которой стало в том числе и решение Конституционного суда РФ. Постановлением по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 231 Гражданского кодекса РФ суд указал на необходимость обеспечения ответственного отношения к животным, их содержанию как к объектам гражданского права в соответствии с гуманным подходом в регулировании численности безнадзорных животных. Своим постановлением высший судебный орган конституционного контроля безапелляционно подтвердил необходимость соблюдения прежнего, гуманного вектора правового регулирования деятельности в области обращения с животными, с соблюдением принципов нравственности и ответственности.
Конституционный суд отметил, что деятельность по обращению с животными без владельцев (то же, что и «безнадзорные животные») и внесенные поправками изменения в части передачи этих полномочий субъектам Федерации направлены в первую очередь на поддержание общественной безопасности и на формирование в обществе ответственного отношения к животным. Постановлением определено, что положение законодательства о возврате потерявшихся животных их владельцам должно также обеспечить права и законные интересы хозяев животных.
В целом Конституционный суд недвусмысленно дал понять: то, что происходит в регионах нашей страны в сфере обращения с животными, негуманно и непрофессионально. При этом нарушаются законные права владельцев животных, в частности, на возврат потерявшихся питомцев. Ведь региональные акты устанавливают слишком сжатые сроки для поиска хозяев и предписывают умерщвлять животных уже через 30 дней после отлова.
Умерщвление животных – совсем не выход, и это еще раз подтвердил Конституционный суд. Нужно бороться с первопричиной возникновения безнадзорности животных – безответственным отношением человека и отсутствием должного регулирования. Необходимо госрегулирование питомников и заводчиков для снижения бесконтрольного разведения, а также предусмотренная законодательством обязательная стерилизация домашних животных.
Остается лишь напомнить, что метод ОСВВ даже экономически более целесообразен, чем умерщвление, не говоря уже о гуманности такого подхода. ОСВВ доказал на практике свою эффективность уже в нескольких регионах, что подтверждают, например, данные ассоциации «Благополучие животных». К примеру, Астраханская область, где применяется метод умерщвления, в 2022 году потратила 149,5 млн руб. на контроль за численностью животных. А Нижегородская область, где применяется ОСВВ, на эту статью выделила из регионального бюджета 26,2 млн руб. В итоге в Нижегородской области удалось снизить численность популяции безнадзорных собак более чем на 76%. А в Астраханской области, напротив, произошел рост – с 4507 особей в 2021 году до 5533 особей в 2022 году.
Конечно, кардинального влияния на нормативную базу постановление Конституционного суда не окажет, и субъекты Федерации теоретически могут закрывать на него глаза. Но этот документ станет еще одной возможностью для отстаивания справедливости в практике обращения с животными в регионах.