Фото Reuters
Слова, которые президент РФ Владимир Путин произнес, говоря 14 декабря о Реджепе Тайипе Эрдогане, весьма примечательны. «Хочу отметить значительную, лидирующую роль президента Эрдогана в вопросе восстановления ситуации в Газе. Он, безусловно, один из лидеров международного сообщества, которые обращают внимание на эту трагедию и делают все, чтобы ситуация была изменена в лучшую сторону, чтобы были созданы условия для долгосрочного мира», – сказал Путин, завершив свой спич словами: «Дай бог ему здоровья». Особенно интересно заявление Путина о том, что он хотел посетить Эрдогана, но встреча не смогла состояться из-за большой загруженности встреч турецкого лидера. Парадоксально, недавно Эрдоган несколько раз заявлял, что приглашал российского лидера в Турцию сразу после президентских выборов (второй тур прошел 18 июня), но Путин не смог принять приглашение из-за плотного рабочего графика. Последний раз лидеры вели очные переговоры, обсуждая пролонгацию зерновой сделки в Сочи 4 сентября, однако положительного результата на встрече достигнуто не было из-за решения России не продлевать соглашение. Эрдоган 19 декабря сообщил, что собирается в ближайшее время обсудить с Путиным возобновление черноморской зерновой сделки.
Личные взаимоотношения между Эрдоганом и Путиным приводят к периодическим изменениям в отношениях между странами, в которых эпизоды охлаждения чередуются с временами потепления. У отмечавшегося до недавнего времени похолодания есть несколько важных причин. В частности, после визита президента Украины Владимира Зеленского в Турцию 17 июля Анкара приняла два решения. Во-первых, оборонно-промышленное предприятие «Байкар» решило производить беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Байрактар» в Украине (владелец предприятия Сельчук Байрактар является зятем Эрдогана). Во-вторых, по односторонней инициативе Анкары были отправлены в Украину командиры полка «Азов» (признан в России террористической организацией и запрещен), которые должны были оставаться в Турции до конца войны в рамках соглашения об обмене пленными. В Москве произошедшее расценили как нарушение условий имеющихся договоренностей. «В данном случае условия нарушила как украинская, так и турецкая сторона», – отмечал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
Также отметим, что сразу после второго тура президентских выборов в Турции 20 сентября в Нью-Йорке Реджеп Тайип Эрдоган встретился с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. После встречи было заявлено, что принято решение о сотрудничестве в сфере энергетики между Турцией и Израилем. В контексте этого соглашения предусматривалось строительство трубопровода от израильского газового месторождения «Левиафан» до турецкого порта Джейхан. Тогда Нетаньяху объявил, что посетит Турцию, и было решено поднять отношения между Тель-Авивом и Анкарой на уровень стратегического партнерства.
Кроме того, сразу после победы на выборах Эрдоган начал смягчать прежде жесткую риторику в адрес Евросоюза и даже несколько раз подчеркивал, как важно Турции стать членом ЕС. В тот же период он повторно назначил министром экономики бывшего министра Мехмета Шимшека, который был гражданином Великобритании и много лет работал в крупной международной компании. Шимшек – яркий и успешный экономист прозападных взглядов, имеющий хорошие отношения с международными финансовыми институтами. Среди турецких экспертов широко распространено мнение, что новый министр был призван восстановить отношения с международными финансовыми институтами и западным миром.
Вероятно, Москва была сильно разочарована решениями, принятыми Анкарой в послевыборный период. Но предпринятые Турцией в послевыборный период маневры по улучшению связей с западным миром не дали положительных результатов. Визит Эрдогана в Германию закончился фиаско, он не смог встретиться с Джозефом Байденом в США, хотя и сильно хотел, а проект по установлению стратегических отношений с Израилем заморожен из-за начала войны в секторе Газа.
А между тем в самой Турции все складывается не очень радужно. Турецкая экономика, которая и без того находится в плохой ситуации из-за высокой инфляции, во многом зависит от России в плане энергоносителей. В прошлом году расходы Турции на импорт энергоносителей достигли рекордных 100 млрд долл., а за 12 месяцев, по февраль 2023 года, страна получила 39% общего объема российского импортного газа. В январе 2023 года «Газпром» принял решение отложить выплату 20-миллиардного долга Botas (турецкой энергораспределительной компании) на один год, и период отсрочки завершается. При этом боевые действия в Украине, похоже, развиваются в пользу Российской Федерации из-за блокирования Вашингтоном военной помощи Киеву.
Все эти события заставили турецкого лидера снова вспомнить о Москве и оказались способны привести к потеплению и новым переговорам с Россией. Анкаре в результате маневров нужно добиться, чтобы Росатом построил вторую атомную электростанцию, которую планируется возвести в Синопе. Предметом обсуждения является, конечно, зерновая сделка. Можно прогнозировать, что Турция, которая с самого начала заявляла о своем нейтралитете в украинском вопросе, теперь изменит свои отношения с Киевом с военного на гуманитарное сотрудничество. У РФ также не должно быть никаких сомнений в том, что Турция выполнит свои обязательства в сирийском Идлибе.
Похвалы Путина в адрес Эрдогана можно воспринять как символ того, что глава РФ для предстоящих переговоров в Турции имеет сильную позицию. Напомним, бесконечные маневры в турецко-российских отношениях привели к формированию своеобразной культуры дипломатии между двумя странами – межгосударственные отношения России и Турции, которыми, по идее, должны заниматься специальные институты, осуществляются главным образом через лидеров. И надо признать, что этот метод хотя и приносит иногда проблемы, тем не менее позволяет укреплять и развивать двусторонние связи Анкары и Москвы.