На фото протестующие польские дальнобойщики на границе с Украиной. Фото Reuters
В четверг пойдет второй месяц, как польские перевозчики товаров на большегрузном транспорте начали блокаду автомобильных контрольно-пропускных пунктов на границе с Украиной. Все началось 6 ноября, когда поляки заблокировали три основных КПП: «Ягодин–Дорохуск», «Краковец–Корчева» и «Рава-Русская–Хребене». Позже добавился и четвертый: «Медыка–Шегини».
Протестующие сразу изложили свои требования: восстановление разрешений для украинских коммерческих перевозчиков с исключениями для гуманитарной помощи и припасов для украинских войск и приостановление проверки срока действий лицензий для компаний, созданных в Украине после февраля 2022 года. Кроме того, высказывалось требование о ликвидации так называемой электронной очереди на украинской стороне, а также разделение очереди порожних и загруженных машин.
Никакие переговоры с польскими забастовщиками ни к каким результатам не приводили. Более того, они еще получили и подкрепление: к ним присоединились фермеры из организации «Обманутая деревня» с уже обретенным опытом борьбы с нахлынувшим украинским зерном. Теперь они заявили, что будут пропускать только машины с гуманитарной помощью. Поддержали поляков в Венгрии и Словакии. А на границе ситуация все более приближалась к катастрофической. Более 3 тыс. фур вытянулись в очередь, достигающую 50 км. Попытки искать объездные пути приводили к образованию заторов в соседних странах. Ожидание пропуска через границу измерялось сутками. О бытовых и санитарных условиях говорить не приходится – их не были готовы создать. Начались проблемы с водой, едой и топливом. Появились случаи летальных исходов украинских водителей.
В Украине стали нагнетать обстановку на границе с Польшей. И не только в связи с выросшими расценками на доставку грузов из Польши в Украину и срывом многих контрактов, что дало повод к призыву подать на Варшаву в суд, чтобы компенсировать предпринимателям потери. В Киеве заговорили о санкциях против блокирующих КПП поляков. И даже о прямом военном столкновении с Варшавой. Такое мнение, как сообщает ТАСС, выразил экс-советник бывшего президента Украины Леонида Кучмы Олег Соскин. «Они (власти в Киеве) совершенно не понимают огромной угрозы или специально вид делают. Может уже начаться открытый военный конфликт между Украиной и Польшей... В любой момент там может произойти прорыв, уничтожение украинско-польской границы», – сказал он в видео на своем YouTube-канале.
Любопытную реакцию в Польше вызвал призыв мэра Львова Андрея Садового к «нашим польским друзьям», которые должны вернуться к реальности и положить конец позорной блокаде Украины. Его слова не ускользнули от внимания известной польской активистки против абортов Каи Годек. «Львов должен вернуться в Польшу. Вы получили его от СССР совершенно необоснованно. Это просто напоминание», – написала она на платформе X. Ее комментарий вызвал крайнее возмущение главы Бюро национальной безопасности Яцека Северы: «Утверждения, требующие изменения границ, признанных международным сообществом, метят в наиболее жизненно важные интересы безопасности республики».
Накануне резко раскритиковала действия Польши и ЕС украинский вице-премьер Ирина Верещук. «Блокада польской границы продолжается уже месяц. Миллиарды долларов убытков для нашей экономики. Ни польские власти, ни Европейский союз ничего не могут сделать? Или они не хотят? У поляков есть претензии не столько к Украине, сколько к Евросоюзу. Поляки блокируют не столько нашу границу с Польшей, сколько нашу границу с ЕС. Поляки взяли украинскую экономику в заложники. В то время, когда мы очень уязвимы и рассчитываем каждую гривну на армию и социальные пособия», – написала она в своем Telegram-канале.
Верещук указала также, что, по ее мнению, настало время для партнеров Киева принять решение в отношении экономической блокады Украины. Саму блокаду она назвала позорной. И подчеркнула, что если Украина, США, Европейский союз, НАТО и Польша не могут решить эту проблему, то каким образом Вооруженные силы Украины должны справиться с Россией?
В последние дни кое-какие меры для снятия напряжения на польско-украинской границе начали предприниматься, но нет никаких признаков того, что они будут иметь ожидаемый эффект. Эти меры пока носят косметический характер, вроде более строгих проверок, которые привели к небольшому сокращению количества машин на границе. Да и открытие пограничного перехода для порожних фур не положит конец блокаде границы и не решит проблемы польских транспортных компаний.
В понедельник премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, для правительства которого, как ожидается, эта неделя станет завершающей, заявил, что Польша по-прежнему будет требовать от Евросоюза восстановить выдачу разрешений для грузоперевозчиков из Украины.
Но на состоявшейся в понедельник встрече министров стран ЕС, где был поднят вопрос о польских перевозчиках, никаких обязательных решений принято не было. А польские требования по-прежнему поддерживают только Словакия и Венгрия. Издание Business Insider констатирует, что повторение зернового кризиса доказывает, что отношения Варшавы с Киевом могут еще больше охладиться. Еврокомиссия пугает Польшу штрафами, а Украина считает, что протест работает в интересах России.
«В Польше уже прошли сотни, если не тысячи встреч, посвященных участию нашей страны в восстановлении Украины. Между тем, кроме слов, ничего из этого не выходит, и вместо участия в восстановлении Украины мы должны задаться вопросом, как восстановить политические отношения с этой страной», – отмечает Адриан Фургальский, президент группы экономических консультантов TOR.