Фото Сергея Ведяшкина / Агентство «Москва»
Мои знакомые с двумя маленькими детьми недавно переехали из Риги в Псков. Получили документы по госпрограмме переселения соотечественников, погрузили в легковушку самые необходимые вещи – и поехали. Поначалу в Пскове сняли посуточно небольшую квартиру, а через несколько дней нашли жилье на длительный срок. Вот только незадача: хозяин съемной квартиры наотрез отказался регистрировать семью в органах внутренних дел. Что делать? Поскольку времени оставалось мало – встать на миграционный учет иностранцам следует в течение семи рабочих дней, – семья бросилась за помощью к дальним родственникам. Они вошли в положение и зарегистрировали на первое время двух взрослых и двоих детей в своей небольшой квартирке. А через несколько дней – рейд. Выясняется, что иностранцы не живут по адресу регистрации. Фиксируется административное нарушение, выписывается штраф… Семья бежит к хозяину съемной квартиры и чуть ли не на коленях умоляет его оформить документы в соответствии с законом.
Ситуация, увы, типичная. Для людей, переезжающих в Россию, простая постановка на миграционный учет очень часто становится трудноразрешимой проблемой. Россияне охотно сдают квартиры, но… без регистрации. Отчасти их можно понять: местные собственники жилья воспринимают оформление документов для иностранца как некое поручительство. А кто захочет ручаться за чужаков, да зачастую еще из недружественной страны, которых ты первый раз видишь?
Постановка на миграционный учет по месту проживания – одна из самых больших проблем для переселенцев. Повезло тем, кому помогают хотя бы с временным жильем родственники или знакомые. Но у многих нет ни тех, ни других, и тогда… тогда как повезет.
Характерно, что с этой проблемой сталкиваются преимущественно русские переселенцы. Тем, кто едет из Закавказья или Средней Азии, помогают диаспоры. У русских нет своей диаспоры в России. Но есть другое – документ о том, что российский регион согласен в рамках госпрограммы принять переселенца на своей территории. Чтобы получить такое согласие, люди пишут заявление, собирают массу документов, переводят их на русский язык, нотариально заверяют, подают в миграционную службу российского диппредставительства и ждут, пока заявку рассмотрят по месту переселения и дадут добро. То есть в момент приезда переселенца на новое место для местных властей он не совсем уж и чужой.
Так, может быть, именно в органы местного самоуправления следует явиться вновь прибывшим и сообщить о своем переезде в регион? А потом получить время для того, чтобы решить вопрос с жильем и соответственно с миграционным учетом в какие-то более реальные сроки? В советское время, например, в портовых городах моряков независимо от места фактического проживания прописывали по адресу отдела кадров судоходных компаний, а жили они в ожидании своего рейса где придется. Воспользоваться ли этим опытом или предложить иной вариант – но нужно подумать о том, как избавить людей от судорожных метаний в малознакомой или вовсе незнакомой местности.
В идеале, конечно, можно было бы создать в каждом регионе муниципальный жилищный фонд для временного проживания переселенцев, в первую очередь с детьми, чтобы они имели в запасе месяц-другой для поиска подходящей крыши над головой. Такие центры временного размещения, кстати, уже созданы на Дальнем Востоке, переселенцы могут находиться там до шести месяцев, пока подыскивают жилье и работу. Если этот опыт применить в европейских приграничных регионах, поток переселенцев мог бы существенно возрасти. Потому что далеко не каждый человек, желающий переехать в Россию из Евросоюза, уверен в том, что ему по силам такой радикальный поворот в своей жизни. И вопросами регистрации и поиска жилья тема далеко не исчерпывается.
Переезд в другую страну всегда сопряжен с большими тратами. Владельцы тугих кошельков так или иначе проблемы решат. Труднее тем, кто ограничен в средствах, ведь в первое время доходов нет от слова «совсем», а расходов – не перечесть.
С введением санкций переселение подорожало еще больше. Раньше в той же Прибалтике можно было загрузить вещи в железнодорожный контейнер и отправить по новому месту жительства, а сейчас приходится полагаться только на автотранспорт. Если двигаться на грузовой машине – то лишь до ближайшей российской таможни. Дальше грузовому транспорту тех стран Евросоюза, которые ввели санкции в отношении Российской Федерации, путь с переселенцами в Россию закрыт. Как следует из постановления правительства РФ от 30 сентября 2022 № 1728, переселенцы не могут перевезти свои личные вещи на иностранном грузовом транспорте до конечного пункта назначения. Они должны перегрузить свои пожитки на российский грузовик, да не простой, а имеющий разрешение на международные грузоперевозки, и только после этого продолжать путь в глубь страны.
Совершенно непонятно, зачем для провоза личных, бывших в употреблении вещей по территории России арендовать машину, занимающуюся международными коммерческими перевозками. Мало того что человеку, не связанному с бизнесом, найти такую машину непросто, так аренда транспорта такого рода стоит намного дороже услуг обычного грузовика. Кроме того, перегрузку вещей с одной машины на другую трудно сделать за один день – значит, надо сначала иностранную машину разгрузить, оставить вещи на таможенном складе (и заплатить за него), потом ждать российскую машину, жить где-то в это время…Такой переезд для рядовой семьи превращается в целую спецоперацию, поэтому многие бросают все, что нажили, и едут в Россию на легковушке или вовсе с одним чемоданом в руках.
Фактически получилось, что под российские санкции попали российские соотечественники-переселенцы. Попали скорее всего не по злому умыслу, а потому, что про них, когда принимали решения, просто забыли. Все это наводит на мысль о том, что интересы соотечественников-переселенцев во властных структурах РФ сегодня никто не представляет. Вроде бы есть профильная организация, Россотрудничество, предназначенное в том числе для содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. Но мне, как ни пыталась, не удалось найти никакой информации о том, в чем именно выражается это содействие сегодня, нет об этом никаких сведений и в отчете за прошлый год.
Основную поддержку переезжающим в Россию оказывают те, кто уже одолел свой путь и обосновался на новом месте. Так создаются группы переселенцев в соцсетях, где делятся опытом, дают советы, как разрешать ту или иную проблему. Ну и россияне помогают – друзья, родственники и просто незнакомые отзывчивые люди.
Судя по тем процессам, которые сегодня идут в мире, логично предположить, что поток переселенцев в Россию может существенно возрасти. Хорошо бы процедуру их переезда и обустройства облегчить.