Фото Reuters
В Бриджтауне, столице Барбадоса, в октябре прошли переговоры между представителями правительства и оппозиции Венесуэлы. Их темой стали предстоящие в 2024 году президентские выборы в стране. Обсуждались гарантии участия в избирательной кампании кандидатов от сил оппозиционного лагеря. В результате Николас Мадуро обязался обеспечить прозрачность избирательного процесса и допустить международных наблюдателей, в частности от ЕС и ООН.
Внешне эти переговоры стали продолжением вялотекущего диалога власти и оппозиции, начатого в 2021 году в Мексике, но впоследствии парализованного. Но в Бриджтауне они состоялись уже на качественно иной основе. Возобновление переговоров с достижением конкретных результатов фактически стало условием для сделки между Венесуэлой и США. Перемена вызвана сугубо экономическими интересами, из-за которых обе страны готовы оставить за скобками свои политико-идеологические разногласия. Венесуэла и США очень хотят восстановить (хотя бы частично) двустороннюю торговлю, прежде всего нефтью и газом. В 2019 году Вашингтон наложил санкции на венесуэльский нефтегазовый сектор. Каракас переориентировался на китайский рынок. Пекин, пользуясь ситуацией, диктовал венесуэльцам свои условия сотрудничества и покупал топливо со скидкой до 20%. Резко упали объемы венесуэльской нефтедобычи, вся отрасль погрузилась в состояние затяжного застоя. Сегодня добыча нефти не превышает 800 тыс. барр. в сутки (для сравнения: в 1990-е годы добывалось 3 млн барр. в сутки). Санкции сильно ударили по экономике в целом: нефть дает 2/3 всех доходов венесуэльского государства.
В 2022 году под западные экономические санкции попала Россия, которая также стала пытаться компенсировать экономические потери за счет увеличения поставок нефти в Китай. В прошлом году РФ стала вторым после Саудовской Аравии поставщиком нефти в КНР. Тем самым политические союзники Россия и Венесуэла объективно оказались конкурентами на китайском рынке энергоносителей. При этом Венесуэла оказалась в очень невыгодном положении: географически Россия расположена ближе к Китаю и может предложить китайцам сырье по более низким ценам. Поэтому венесуэльцы очень хотят вернуться к торговле с американцами, которая приносила намного больше прибылей.
Есть и политический аспект. Последние опросы показывают падение популярности венесуэльского президента Николаса Мадуро. Резкое сокращение экспортных доходов привело к нехватке финансовых средств для покупки лояльности населения. Эти деньги особенно нужны Мадуро в предвыборный год, чтобы поправить свой пошатнувшийся рейтинг. Попытка решить проблему за счет Китая успеха не имела. Недавний визит в КНР закончился безрезультатно. Пекин не желает предоставлять кредиты неплатежеспособному Каракасу.
В свою очередь, США, отказавшись от российских энергоносителей, заинтересованы в том, чтобы получать нефть и газ из Венесуэлы. Вашингтон опасается, что ситуация на Ближнем Востоке дестабилизирует нефтяной рынок. К тому же Организация стран – экспортеров нефти решила сократить объемы добычи, что повысит мировые цены на нефть. Поэтому Белый дом приветствовал достигнутые в Бриджтауне договоренности и незамедлительно объявил о смягчении санкций в отношении нефтегазового сектора Венесуэлы.
Одновременно американцы хотят содействия Каракаса, чтобы урегулировать миграционные вопросы, – тысячи венесуэльцев пытаются нелегально проникнуть в США, спасаясь от социально-экономических невзгод у себя на родине (за последние годы Венесуэлу покинули 7 млн человек). Неконтролируемый наплыв мигрантов создает серьезные проблемы американским властям. Этим пользуются республиканцы в целях дискредитации демократической администрации.
Белый дом также рассчитывает, что реализация барбадосского соглашения ослабит политику гонений в отношении оппозиции и тем самым укрепит ее позиции. Работа международных наблюдателей сильно осложнит возможную подтасовку итогов голосования. Нельзя исключать, что США будут использовать постепенные послабления как инструмент, призванный обеспечить нейтралитет венесуэльского режима по важным для Вашингтона вопросам международной повестки.
Между тем Мадуро прекрасно понимает, что практическое выполнение договоренностей с оппозицией несет для него немалые риски. Население устало от кризиса и в ходе голосования может повести себя непредсказуемо. В силу этого режим упорно отказывается допустить к участию в выборах в качестве кандидатов целый ряд оппозиционных политиков. Особые опасения вызывает Мария Корина Мачадо: ее популярность значительно выше, чем у Мадуро. Правящая группировка продолжит в административном порядке устранять всех сильных оппонентов. Правительство уже отказалось признать легитимность внутриоппозиционных первичных выборов, где Мачадо набрала свыше 90% голосов. Венесуэльские власти не торопятся выпускать на свободу политзаключенных. Пока что освобождены лишь шестеро из 273 лиц, осужденных по политическим мотивам. Мадуро видит свою задачу в том, чтобы удержать власть и при этом добиться снятия американских санкций. Обещанная им демократизация во многом будет фикцией. Вашингтон это прекрасно понимает и вряд ли позволит Каракасу себя перехитрить.
Таким образом, наметившееся сближение двух стран носит обоюдный характер. Но его будущее слишком неопределенно. Последние действия венесуэльского режима показывают, что он не намерен идти на реальные уступки. Это ставит под угрозу срыва процесс нормализации американо-венесуэльских отношений. Велик шанс на то, что контакты вновь будут прерваны. Мадуро готов отказаться от торговых выгод и законсервировать ситуацию, если поймет, что в 2024 году потерпит поражение.