0
5621
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

08.11.2023 18:29:00

Ближневосточные государства действуют в тренде многополярности

Конфликт в Палестине не отменяет возросшего стремления региональных игроков к самостоятельности

Ирина Звягельская

Об авторе: Ирина Доновна Звягельская – эксперт форума «Примаковские чтения», член-корреспондент РАН, руководитель Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН.

Тэги: военный конфликт, израиль, хамас, газа, ближний восток, безопасность, арабские государства, деэскалация, партнерские связи, многополярность, брикс, шос, еаэс


военный конфликт, израиль, хамас, газа, ближний восток, безопасность, арабские государства, деэскалация, партнерские связи, многополярность, брикс, шос, еаэс На фото выступление министра иностранных дел Саудовской Аравии Фейсала ибн Фархана Аль Сауда на саммите БРИКС в Иоханнесбурге в августе 2023 года. Фото Reuters

Кровавый конфликт между Израилем и ХАМАС, кажется, заслонил или отодвинул на второй план все другие события на Ближнем Востоке. Действительно, происходящее не имеет аналогов в истории затяжного палестино-израильского противостояния. Можно полагать, что нынешний кризис на протяжении еще сравнительно долгого времени будет доминировать в ближневосточной повестке и оказывать влияние на весь регион. Нельзя полностью исключить и возможность вовлечения в конфликт других стран в случае его затяжного характера. Но разразившийся кризис не означает сворачивания ранее наметившихся трендов в развитии региона, хотя некоторые из них сейчас поставлены на паузу.

Речь идет о наметившейся в последние три года тенденции к деэскалации напряженности между отдельными игроками. Она сформировалась в условиях, когда обладающие ресурсами арабские государства стали реализовать амбициозные планы развития, что требовало снижения различного рода военных угроз в регионе. Участники региональной подсистемы международных отношений хотят выстроить более предсказуемые взаимоотношения между государствами. Можно упомянуть наметившееся сближение между оппонентами: Турцией и Египтом, Саудовской Аравией и Ираном, рядом арабских государств и Израилем (что вылилось в подписание ряда договоренностей, известных как «Соглашения Авраама»). Причем за такого рода сближением или нормализацией нередко следовало создание новых логистических цепочек, предоставление технологий и инвестиций, заключение взаимовыгодных договоров.

Если нормализация сейчас явно буксует, то тенденция к росту самостоятельности региональных акторов по-прежнему привлекает к себе внимание. Растущая независимость ведущих стран Ближнего Востока определяется базовыми причинами – становлением и укреплением национальных государств с собственной системой интересов. Немаловажную роль играет общемировой тренд к многополярности, который интерпретируется ближневосточными государствами как залог большей свободы в принятии решений и расширение поля для внешнеполитического маневра.

Так, арабские монархии Залива, сохраняя зависимость от США и ряда европейских государств, развивая с ними военно-политические и экономические отношения, тем не менее достаточно жестко преследуют собственные интересы, особенно в энергетической сфере и в сфере безопасности. Турция, оставаясь членом НАТО, демонстрирует готовность принимать решения, которые вызывают резкую критику и даже санкции со стороны Вашингтона. Израиль, будучи главным стратегическим союзником США в регионе, нуждается в нормальных отношениях с Россией.

Ближневосточные государства, стремясь обрести большую устойчивость в современном бурно меняющемся мире, активно расширяют отношения с Россией и Китаем, с государствами Южной Азии, Африки, Латинской Америки. Диверсификация партнерских связей продиктована не сиюминутными соображениями, а долгосрочными прагматическими целями.

Одним из способов обеспечения собственных приоритетов ближневосточных стран на международной арене становится их присоединение или ассоциация с региональными объединениями (Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), БРИКС). Во-первых, они не выдвигают непреодолимых требований к тем государствам, которые настроены на сотрудничество или на членство, не вмешиваются в их внутренние дела. Во-вторых, имеются непосредственные экономические выгоды от развития связей, выхода на новые рынки.

Решение о расширении альянса было принято на саммите БРИКС, проходившем в Йоханнесбурге 22–24 августа 2023 года. Египет, Иран, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты станут полноправными членами БРИКС с 1 января 2024 года.

Движение наиболее влиятельных государств Ближнего Востока в сторону региональных объединений не ограничивается БРИКС. В 2023 году Иран стал полноправным членом ШОС. Статус партнеров по диалогу имеют Турция и ОАЭ.

Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Израиль, Иран, Тунис вели переговоры о вхождении в зону свободной торговли ЕАЭС. Интерес к свободной зоне проявляла и Сирия.

В сложившейся на Ближнем Востоке кризисной ситуации проблема безопасности приобретает ключевое значение. Отсутствие предсказуемости, военные вызовы и нестабильность будут негативно отражаться на планах социально-экономического развития расположенных здесь государств. Кроме того, ранее заключенные между ними соглашения в условиях военной напряженности могут быть надолго заморожены или даже денонсированы. Самостоятельность ближневосточных игроков, очевидно, должна будет выражаться и в их более активной роли по урегулированию конфликтов, способных к продуцированию войн и столкновений. 


Читайте также


Хрупкая сделка ХАМАС и Израиля может быть сорвана

Хрупкая сделка ХАМАС и Израиля может быть сорвана

Геннадий Петров

Ряд политиков допускают скорое возобновление боевых действий

0
572
Россия ищет партнеров для создания рынка углеродных единиц

Россия ищет партнеров для создания рынка углеродных единиц

Олег Никифоров

2025-й объявлен в мире годом устойчивого развития

0
733
Сектор Газа вывели из-под огня

Сектор Газа вывели из-под огня

Алексей Пятницкий

ХАМАС вернул Израилю трех заложниц в обмен на 90 заключенных

0
1520
В правительстве организовали мазутный "Инцидент"...

В правительстве организовали мазутный "Инцидент"...

Михаил Сергеев

Новую энергетическую стратегию России теперь ждут к апрелю

0
1951

Другие новости