Фото агентства городских новостей "Москва"
Отгремели фанфары очередного триумфа партии власти в единый день голосования. Самое время подумать о судьбе российской оппозиции. А она, похоже, незавидна.
«Единая Россия» на выборах в представительные органы власти субъектов РФ опередила ближайших конкурентов в два и более раз. Во всех региональных парламентах единороссы получили не менее двух третей мандатов. Успехи непарламентских партий единичны. Фавориты оппозиции – КПРФ и ЛДПР – набрали в полтора-два раза меньше голосов, чем обычно. Две другие – «Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» – на нисходящем тренде. Первые не смогли пройти в парламенты трети регионов, где проходили выборы. Вторые и вовсе смогли преодолеть пятипроцентный барьер лишь в небольшом числе субъектов РФ.
Оппозиционные партии слабеют. Конечно, причины надо искать внутри этих партий. Но при этом отношение к оппозиции находящейся у власти элиты имеет решающее значение. Даже не к конкретной партии, а к оппозиции как политическому феномену. «На заре российской демократии» отрицать политический плюрализм представителями правящего класса было немодно. В конце концов, многопартийность, конкуренция партий были краеугольным камнем идеологии, с которой они пришли к власти.
Нынешняя элита, похоже, оппозицию как ценность не воспринимает. Она почивает на лаврах электоральной народной любви и об оппозиции не задумывается. Неужели через 30 лет после принятия Конституции, закрепившей политический плюрализм в качестве одного из основополагающих принципов организации общества и государства, вновь надо доказывать его ценность и практическую полезность?!
Многие в российской элите многопартийность воспринимают как украшение фасада государства, как «экспортный продукт» для стран, которые теперь стали недружественными. А раз так, то и без плюрализма можно обойтись. Российской элитой в большинстве своем утрачивается понимание важности реальной конкуренции партий как гарантии от застойных явлений, от ошибочных решений в экономике и социальной сфере, как средства самонастройки общества, заставляющего государство своевременно менять свою социально-экономическую политику.
Существует иллюзия, что партии возникают и развиваются спонтанно. Между тем элиты суверенных стран сознательно прилагают усилия для сохранения выгодной им партийной системы, поддерживая нужные партии и маргинализуя несистемные. Характерные примеры дает история США, где жестко пресекают развитие третьей партии, обеспечивая доминирование на национальной политической арене демократов и республиканцев. Но был и обратный пример, весьма красноречивый.
В конце первой трети ХIХ века партийная система США оказалась в глубоком кризисе, сложилось так называемое однопартийное правление. За формирование оппозиции взялся видный представитель правящей элиты Мартин Ван Бьюрен, занимавший ряд важных постов в представительной и исполнительной властях государства, будущий вице-президент, а затем и президент США. Он возродил двухпартийную систему на новой основе. Ван Бьюрен при этом руководствовался не только сиюминутными политическими интересами, но и более глубокими соображениями, справедливо считая, что однопартийное правление ведет к коррупции и узурпации власти.
Российскую оппозицию надо укреплять! Это в интересах не только общества, но и самой правящей элиты. Речь не идет об искусственном выращивании партий. Только личная активность их членов, их лидеров способна создавать дееспособные политические структуры. Однако без формирования лояльной политической среды, адекватного финансирования и информационной поддержки оппозиционные партии деградируют, маргинализируется их состав.
Но и оппозиция должна осознавать национальные интересы страны, не превращаться в орудие вмешательства иностранных государств в дела России. Оппозиционность не предполагает противодействие власти по каждому пункту политической повестки. Наряду с широким полем партийной борьбы в зрелой демократии существует поле политического консенсуса. Вопросы, находящиеся в этом поле, никогда не являются предметом борьбы партий. В поле консенсуса обычно входят основы конституционного строя, базовые принципы внешней политики, господствующая форма собственности, существующая социальная иерархия. Покушение на эти основы превращает такую партию в несистемную оппозицию. Она подлежит выдавливанию из политической системы.
Сильная оппозиция России нужна. Российская элита, точнее, те ее представители, кто занят рекрутированием политического класса, должны действовать в партийной системе как садовник в оранжерее: кого-то укоротить, кого-то подкормить, а кого-то и выполоть. Хилая оппозиция не является гарантией социально-политической стабильности, наоборот, реальная, а не эфемерная стабильность обеспечивается сбалансированной партийной системой, включающей в качестве неотъемлемого элемента сильную национально и социально ответственную оппозицию. n