Фото REUTERS
Ключевым и в буквальном смысле показательным событием на финише кампании по парламентским выборам в Польше обещают стать в понедельник теледебаты. Их устраивает некогда общественный, а ныне, по сути, правительственный телеканал TVP, рассчитывая на участие лидеров общенациональных избирательных комитетов. Главной интригой ожидается схватка представителей двух крупнейших политических сил – зампреда политкомитета партии власти «Закон и справедливость» (ЗиС), премьер-министра Матеуша Моравецкого и лидера оппозиционной «Гражданской платформы» (ГП) Дональда Туска. Ход дебатов может визуально помочь сомневающимся и неопределившимся избирателям сделать выбор и побудить к голосованию 15 октября.
Дебаты соперников по ходу избирательных кампаний в Польше всегда привлекали пристальное внимание и становились всякий раз решающим фактором в борьбе. Вспомним хотя бы очную ставку Туска и Качиньского в канун парламентских выборов 2007 года, которые закончились успехом лидера ГП. Или дебаты президента Бронислава Коморовского и претендента на пост главы государства Анджея Дуды, который победил на выборах в 2015-м. Неизвестно, удалось бы Дуде через пять лет пойти на второй срок, если бы состоялся его поединок в эфире с главным конкурентом – мэром Варшавы и зампредом ГП Рафалом Тшасковским, который уступил ему 2% голосов. Если копнуть глубже, то знаковой, если не сказать исторической, стала дискуссия 30 ноября 1988 года по ТВ с председателем Всепольского соглашения профсоюзов Альфредом Мёдовичем и лидером «Солидарности» Лехом Валенсой, для которого это было первым появлением на польских телеэкранах. 42-минутный острый разговор о возможности соглашения между властью и оппозицией открыл дорогу для публичных дебатов в будущем.
На этот раз было объявлено, что дебаты начнутся сразу после вечерних новостей – в 21.00 по местному времени. Однако уже на следующий день телевидение перенесло их на 18.30. Изменение воспринято однозначно: из-за опасений штаба ЗиС, что в программе появится Туск, руководство TVP, которое является рупором правящей партии, не хочет, чтобы дискуссию политиков наблюдало слишком много зрителей.
Согласно Избирательному кодексу, TVP обязано проводить дебаты между представителями комитетов, которые зарегистрировали свои списки во всех избирательных округах. Это означает, что в них должны принять участие шесть человек: представители национал-консервативной ЗиС, либерально-консервативного объединения «Гражданская коалиция», Левых, «Третьего пути» (Комитет Польской крестьянской партии и партии «Польша-2050»), ультраправой Конфедерации и Беспартийных самоуправленцев, которые сами решают, кто примет участие в дебатах. Сама дискуссия будет выглядеть следующим образом. У каждого комитета будет в общей сложности семь минут для ответа на шесть вопросов. Кроме того, каждый политик будет иметь в своем распоряжении 60 секунд на так называемое свободное высказывание. Вопросов, заданных самими участниками, не предусмотрено.
Если большинство партий быстро определили своих ораторов, то ЗиС и ГП выжидательно следили друг за другом: кто кого выставит на телеристалище в противовес. Конечно, всем хотелось, чтобы витриной дебатов стало противостояние Качиньский–Туск. Лидер ГП уже не раз вызывал напрямую своего оппонента «поговорить с глазу в глаз», но тот всякий раз язвительно уклонялся, подтверждая боязнь очной встречи с Туском. От этого отговаривали своего лидера и партийцы ЗиС. Наконец, когда стало известно, что Туск принял решение принять участие в теледебатах, Качиньский, словно обидевшись, по-простецки бросил: «Не буду встречаться с вралем». И добавил в оправдание, что он выбрал назначенную на это же время встречу с избирателями в Пшисухе. Это городок на 6 тыс. жителей, что дало повод выставить партийного бонзу на смех: как если бы футболист сказал, что не поедет на чемпионат мира, потому что у него матч в районе.
Для ЗиС возникла проблема. Надо было объяснять, почему их лидер струсил, отказавшись играть на своем поле. За партийцев высказался психолог Веслав Барыла в беседе с порталом Onet: «Нет другого толкования, кроме того, что Качиньский боится этой дискуссии. И боится потому, что помнит дебаты с Туском в 2007 году, которые были чрезвычайно болезненными для него». Надо было подыскать замену. Сам Качиньский представителя партии в теледебатах указал сразу: Моравецкий.
Такое решение не все одобрили даже в ЗиС, где утверждается мнение, что даже при победе правящей сейчас партии место ее зампреду на посту главы правительства отнюдь не гарантировано. Почему-то в среде оппозиции вдруг посчитали, что Моравецкий – легкий противник. «Наш Дональд с ним отлично справится. Это же проигрыватель заезженной пластинки, не более того», – изрек один из депутатов ГП.
Однако обольщаться на этот счет вряд ли стоит. Моравецкий очень даже набил руку на всевозможных выступлениях в стране и за рубежом, служит сейчас забойщиком на многочисленных встречах с избирателями, умеет использовать в свою пользу любой просчет оппонента, уверенно держится перед телекамерами.
«Почему ЗиС поставил на Матеуша Моравецкого?» – задается вопросом эксперт медиапространства Веслав Годжиц. «Премьер-министра выбрали потому, что он языкастый. Умеет говорить неприятные и постыдные вещи. Вероятно, посчитали, что Моравецкий переговорит противников. Туск – другой тип человека, чем Моравецкий. У лидера ГП есть определенные зависания, потому что он думает, а Моравецкий не думает, он говорит», – анализирует Годжиц. Эксперт также обращает внимание на то, что Туск идет на «враждебную территорию». TVP принадлежит одной партии. Могут быть ситуации, которые вызовут его раздражение, а Туск слишком легко расстраивается. К тому же Моравецкий на 11 лет моложе, может быть, сможет больше совладать с нервами.
Дебаты закончатся как раз перед главным новостным выпуском, который, несомненно, в соответствии с установкой ЗиС, сразу же представит их обзор. «Если кто-то сомневается, является ли польское телевидение вооруженным медиаплечом власти, пусть посмотрит любой выпуск Wiadomości («Новости») или TVP Info, которые не транслируют в прямом эфире выступления оппозиции в отличие от встреч с избирателями политиков ЗиС. Если уж TVP упоминает оппозицию или показывает ее политиков, то исключительно в негативном свете. Кроме того, беседы с политиками в TVP выглядят так, что ведущий программы является стороной, выступающей против представителя оппозиции и поддерживающей ЗиС. Вероятно, так будет и во время дебатов на TVP», – резюмирует самая читаемая Rzeczpospolita.