Фото агентства городских новостей "Москва"
Больше месяца назад реалии сферы обращения с животными изменились в связи с принятием поправок в Федеральный закон № 498 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (см. «НГ» от 29.05.23). Прошедшее время показало, что ситуация еще не успела серьезно измениться, однако первые шаги, предпринимаемые в регионах, направлены на уход от ранее используемой гуманной системы. Кроме того, прежде добросовестно работающие подрядчики начинают отказываться от работы из-за несоответствия реалиям расценок, по которым они должны выполнять местные программы.
Напомним, что в соответствии с принятыми поправками регионы вправе самостоятельно выбирать способ контроля численности безнадзорных собак. Они могут использовать и закрепленный в Федеральном законе № 498 с 2019 года гуманный способ обращения с бездомными животными, известный как «отлов–стерилизация–вакцинация–возврат» (ОСВВ), который предполагает проведение отлова, стерилизации, вакцинации и выпуск безнадзорных особей обратно в среду обитания. Также регионы могут перейти к негуманному методу – умерщвлению животных. Выбор способа регулирования численности безнадзорных собак будет зависеть от настроений в регионах, от профессионализма чиновников, желания или нежелания у них работать и разбираться в ситуации.
Пока времени прошло немного и, казалось бы, ничего не изменилось. Субъекты РФ отдельных законодательных актов пока не приняли, ОСВВ формально все еще работает.
Однако появляется информация, что на территории некоторых регионов готовится передача функционала отлова в администрации городских округов. В этом случае выловленных животных будут содержать на территории станций по борьбе с болезнями животных (СББЖ), а в дальнейшем эвтаназировать их. И в этой связи становится наконец-то понятно, что за «иные места – пункты временного содержания» имели в виду законодатели, предлагавшие поправки в ФЗ-498, вызвавшие многочисленные споры.
Кроме того, в одном из субъектов Федерации опубликован проект распоряжения местного правительства о внесении изменений в региональный Кодекс об административных правонарушениях, который предполагает «исключить ответственность за нарушение порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев», установленного нормативным правовым актом, а также исключить ранее закреплявшие ответственность пункты из компетенции рассмотрения органа государственной власти, осуществляющего государственный надзор в области обращения с животными. Таким образом, складывается ситуация, при которой полностью будет отсутствовать какой-либо контроль за деятельностью по обращению с животными без владельцев, а также отсутствует наказание за нарушение ранее установленных правил в этой сфере.
Что же происходит сейчас с ОСВВ в целом? Когда зоозащитники пытались убедить законодателей не принимать скандальные поправки, одним из аргументов было то, что после изменения законодательства ОСВВ как гуманный метод контроля численности безнадзорных животных перестанет существовать. И такая тенденция уже заметна. Сегодня уже можно проследить стремление ранее добросовестно работающих подрядчиков отказаться от системы «отлов–стерилизация–вакцинация–возврат». Это происходит в том числе из-за того, что цены, прописанные в технических заданиях к муниципальным контрактам по реализации программы ОСВВ, нередко занижены в три раза в сравнении с ценами в коммерческих ветеринарных клиниках. Например, кастрация самца собаки – 2397 руб. (в коммерческой клинике от 5 тыс.), стерилизация самки – 4264 руб. (в коммерческой клинике от 7 тыс.), и это без учета снижения цены в результате торгов и без учета налога, уплачиваемого подрядчиком.
Кроме того, некоторые услуги, которые выполняются в процессе исполнения программы, вообще не прописаны и не оплачиваются, что, безусловно, осложняет работу добросовестных подрядчиков, которые вынуждены уходить из программы, поскольку не могут ее реализовать по финансовым причинам. А это в конечном счете может привести к укоренению негуманного пути и умерщвлению животных. В России создается ситуация, при которой добросовестные исполнители контрактов не могут работать, осуществлять выполнение программы ОСВВ, так как, чтобы продолжать работу, исполнителю (подрядчику) необходимо вложить не менее половины собственных средств, что предусмотрено действующими техническими заданиями. А дополнительных средств просто нет, так как приюты (основные исполнители контрактов) – это благотворительные, некоммерческие организации и прибыли от своей деятельности не имеют.
К сожалению, все обозначенные выше факты позволяют сделать вывод, что принятые законодателями поправки однозначно отдаляют регионы от используемого в РФ ранее вектора развития сферы обращения с животными. Более того, если описанных выше прецедентов станет больше, то можно в целом говорить об исчезновении в России сферы гуманного обращения с безнадзорными животными.