Фото Reuters
До 700–800 тыс. человек может насчитывать «расширенная еврейская популяция» в России – те, на кого распространяется право на иммиграцию в Израиль. В это число входят как 250–300 тыс. евреев согласно канонам иудаизма (по прямой женской линии в любом поколении), так и дети и внуки евреев, а также супруги нееврейского происхождения, тоже имеющие право на «репатриацию». Об этом сообщил «НГ» президент Международного фонда горских евреев СТМЭГИ Герман Захарьяев, комментируя демографические данные о численности еврейского населения мира, которые опубликовало Еврейское агентство («Сохнут»).
За год численность мирового еврейства возросла на 100 тыс. человек – с 15,6 до 15,7 млн. При этом общее число обладателей права на репатриацию составило в мире 25,5 млн человек. «Сохнут» также приводит данные о численности крупнейших еврейских общин по странам мира. В России проживают 132 тыс. евреев.
«Согласно данным переписи населения 2021 года, в России насчитали 82 тыс. евреев, – напоминает Захарьяев. – Но следует иметь в виду – и демографы это отмечают, – что, как правило, во время переписи населения евреями себя обычно признают люди, которые были записаны таковыми в советских паспортах, а это за редким исключением те, у кого и отец, и мать евреи. Принимая во внимание процент этнически смешанных браков у евреев России, доходящий в последние десятилетия до 80–90%, неудивительно, что людей, у которых евреями являются оба родителя, остается все меньше и меньше, причем принадлежат они в основном к пожилым возрастам. Если применять как критерий галахическое еврейство (согласно канонам иудаизма. – «НГ»), то численность евреев заметно возрастет – в 1,5–2 раза по сравнению с переписью. И по этому критерию в России может насчитываться 250–300 тыс. галахических евреев. Наконец, широко распространен критерий относить к так называемой расширенной еврейской популяции тех, на кого распространяется право на иммиграцию в Израиль согласно закону о возвращении. Это галахические евреи (в любом поколении), дети и внуки евреев (вместе с супругами). По этому критерию в РФ может насчитываться до 700–800 тыс. человек».
Цифры, конечно, впечатляющие. И могут не на шутку взволновать тех, кто любит оперировать сотнями тысяч душ в своих геополитических прожектах. Однако подобным прожектерам не надо забывать талмудическую мудрость: каждый человек равновелик целой вселенной. Сейчас в социальных сетях можно услышать голос каждого из этих тысяч, и это жалобы на многочисленные трудности, прежде всего в поиске достойной работы и самореализации.
Известны цифры приехавших в Израиль в 2020 году. Это 70 тыс. человек, 62 тыс. из них – из России и Украины. В текущем году приток резко пошел на спад, однако государство, похоже, не знает, что делать с уже приехавшими. Население Израиля приближается к 10 млн. Уже много месяцев длится тяжелый политический кризис. Недавно был обнародован опрос, согласно которому более четверти уже укорененных в стране граждан готовы уехать за границу. Причиной называют споры вокруг судебной реформы, но видится, что проблемы Израиля гораздо серьезнее. Ущемленными себя чувствуют представители наиболее передовых, технологичных и востребованных в современном мире профессий – работники хай-тека. В этих организациях уже давно идет сокращение штатов. В стране очевиден переизбыток, как говорили в СССР, работников умственного труда. Очень трудно найти работу даже инженерам и прочим квалифицированным технарям. Что уж говорить о культурологах, филологах, философах, коучах, блогерах и просто вечных студентах-гуманитариях, которые примчались в маленький Израиль на волне эмоционального возбуждения?
Зато на каждом заборе можно увидеть объявления о приеме на работу на неквалифицированные позиции на многочисленные заводы. Вот чего здесь не хватает, так это грубых, но ловких рабочих рук. То есть таких репатриантов, которые закончились еще во времена Российской империи. Израильскую экономику спасут несколько сотен тысяч иностранных рабочих из Китая, Средней Азии или Филиппин. Но уж точно не армия кандидатов наук из Москвы и Питера. Только так можно унять цунами бешеных цен на товары и услуги. Но принять это – то же самое, что отказаться от строительства социализма в брежневском СССР. Израиль, по сути, превратился в страну развитого сионизма. Утопия переселения всех евреев в национальное государство все еще определяет его политическую жизнь, но уже понятно, что оно неосуществимо.
А у порога еще 700–800 тыс. потенциальных получателей пособия по прожиточному минимуму. По словам Захарьяева, названные им цифры основаны на исследованиях демографов. «Считаю, что с учетом этих цифр и в сложившихся условиях работники общинных организаций должны стремиться сохранить идентичность и любовь к еврейской культуре и языку у самых ассимилированных евреев, а также у потомков смешанных браков», – предлагает он.
Сотни тысяч человек в Израиле бьются в стеклянный потолок, будучи не в состоянии преодолеть переход с русского языка на иврит. Мало кому из репатриантов, даже достигших хорошего положения в обществе, доступно культурное богатство Израиля. Даже не библейские глубины, а современная и массовая, и высокая культура, созданная на иврите. Соответственно страдают и процесс интеграции, и формирование национальной идентичности. Знание языка ведь не зависит от происхождения. Подчас филиппинские сиделки лучше осваивают иврит, чем московские интеллигенты, имеющие ветхозаветных предков до десятого колена. Так что речь уже не идет о национальной идентичности, скорее об уровне приспособления к экономической действительности.
Чтобы спасти национальное еврейское возрождение от судьбы, подобной коммунизму, необходимо переходить к приобщению абсолютно всего еврейского народа к национальному языку, которым по определению в наши дни стал современный иврит. Повсеместное создание языковых колледжей для имеющих право на репатриацию, подобных Институту Гете в случае немецкого мира, способно придать новое дыхание идеям сионизма в их классическом виде. Только когда каждый еврей заговорит на иврите как на родном языке, можно будет говорить о нации, каждый представитель которой – если сам захочет – может переселиться в Израиль и занять там достойное место.
Иерусалим