Фото Pixabay.com
Дальний Восток на то и дальний, что до него сложно добраться, а тем более довезти продукты из других федеральных округов. Плотность населения невысокая, климатические условия накладывают отпечаток на сельское хозяйство, фермерам крайне сложно из-за погодных рисков выживать. Разворот на Восток экспорта полезных ископаемых в последние два года привел к тому, что движение по и без того перегруженным логистическим каналам – Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожным магистралям и единственной федеральной автомобильной трассе – стало управляться практически в экстренном режиме на постоянной основе. Эксперты говорят, что необходимые грузы «приходится двигать практически вручную по карте страны», и все равно они доходят из Москвы «не за 30 дней, как до 2022 года, а за 60».
В августе 2023 года к Восточному экономическому форуму центром социального проектирования «Платформа» было проведено исследование потребительских настроений жителей дальневосточных регионов, в ходе которого удалось опросить 900 жителей Приморского и Хабаровского краев и взять несколько десятков экспертных интервью. При этом на Дальнем Востоке нет нехватки каких-то продуктов, просто ассортимент отдельных товаров оказывается беднее, чем в других регионах России, а цены существенно выше – Хабаровский и Приморский края входят в ТОП-10 субъектов Федерации по стоимости минимальной месячной продуктовой корзины.
Опрос позволяет узнать категории товаров, по которым в макрорегионе наблюдается ассортиментный дефицит. Во-первых, это качественные фрукты, ягоды и овощи, которых не хватает 14% жителей Дальнего Востока. Из южных регионов России их везти через всю страну: либо зеленые срывают, и они так и не дозревают, либо портятся в пути. Из Средней Азии тоже привозить далеко, поэтому основные поставщики доставляют фрукты, овощи и ягоды из Китая, и, к сожалению, качество продукции иногда оставляет желать лучшего.
Во-вторых, рыба и морепродукты – каждый 10-й опрошенный ощущает их дефицит. «Но ведь океан рядом!» – скажете вы и будете правы. Только рыболовецким промыслом занимаются крупные предприятия, прямо в море продукцию морозят и готовят к отправке на экспорт или в другие регионы России. В местной сетевой же рознице оказывается импортная рыба, что возмущает покупателей. «Свою» рыбу продают в серой зоне: через объявления на сайтах, группы в соцсетях, чаты в мессенджерах. Происхождение продукции в таком случае не всегда легальное, часто это браконьерский улов.
Кроме того, 9% жителей отмечают узость ассортимента молочной продукции, 6% – мяса, 4% – колбас, 3% – сыров. Молодежь меньше замечает дефицит ассортимента, а вот потребители среднего возраста – сильнее других возрастных групп.
Несмотря на нехватку разнообразия в отдельных категориях товаров, жители Дальнего Востока не стремятся восполнять его китайской продукцией. К ней сохраняется умеренно-критическое отношение: какие-то «специалитеты» (например, папоротник) важны, а в каких-то наименованиях товары азиатского соседа воспринимаются как синоним некачественных. Российскую продукцию, наоборот, называют более экологичной и привычной. 27% купят российский товар, даже если он будет дороже китайского, 41% предпочтут отечественную продукцию, только если она будет сравнима по стоимости или ниже. В старшей возрастной группе (55 лет и старше) уверенный потребительский патриотизм выше на 4%, в младшей (18–34 года) ниже на 3%.
По мнению опрошенных в ходе исследования экспертов, ассортиментный дефицит на Дальнем Востоке за счет местных поставщиков заполнить невозможно. В регионах этого округа местные производители из-за сложной логистики не могут поставлять свою продукцию в другие федеральные округа России, что сдерживает развитие производства. При этом все эти категории восполняемы, если будет хорошо отлажена распределительная сеть. Кто-то крупный возьмет на себя логистические риски и за счет объема поставок вырулит ситуацию.
Очень долго рынок продуктовых магазинов в регионах Дальнего Востока состоял только из местных игроков. Весной 2023 года на территорию зашел крупный ритейлер, который открывает свои магазины и во Владивостоке, и в Хабаровске, и в малых городах.
С одной стороны, именно крупные федеральные сети могут стать агентами торговой интеграции, используя свою инфраструктуру для более активной дистрибьюции товаров на Дальний Восток и, с другой стороны, для расширения рынка сбыта дальневосточной продукции. Кроме того, федеральные сети могут снизить темпы роста цен в регионе за счет внедрения программ лояльности, скидок и акций и улучшить социальную ситуацию через реализацию востребованных в данных регионах общественных проектов (фудшеринг, поддержка отдельных групп населения, экологизация торговли и т.п.). При этом важно избегать избыточной консолидации рынка, что может создать угрозу уже сформировавшимся местным сетям и сложившейся системе взаимодействия с поставщиками.
Решение продовольственных проблем макрорегиона – одна из первоочередных задач в контексте улучшения качества жизни местных жителей, которые из-за усталости от накопившихся проблем стремительно уезжают из этих территорий. Например, только за 2022 год Хабаровский и Приморский края покинули по 4% населения, а треть опрошенных жителей выразила готовность к переезду. Выравнивание средовой разницы, а не только макропроекты развития, низкий процент для ипотеки и прочие принимаемые властями меры способны убедить людей остаться на Дальнем Востоке.