0
5016
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

18.09.2023 20:49:00

Дальневосточники жалуются на ассортиментный дефицит

В макрорегионе не хватает качественных фруктов, овощей и даже рыбы

Андрей Шалимов 

Об авторе: Андрей Борисович Шалимов – политический обозреватель.

Тэги: дальний восток, экономика, еда, продукты, рыба, фрукты, овощи


дальний восток, экономика, еда, продукты, рыба, фрукты, овощи Фото Pixabay.com

Дальний Восток на то и дальний, что до него сложно добраться, а тем более довезти продукты из других федеральных округов. Плотность населения невысокая, климатические условия накладывают отпечаток на сельское хозяйство, фермерам крайне сложно из-за погодных рисков выживать. Разворот на Восток экспорта полезных ископаемых в последние два года привел к тому, что движение по и без того перегруженным логистическим каналам – Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожным магистралям и единственной федеральной автомобильной трассе – стало управляться практически в экстренном режиме на постоянной основе. Эксперты говорят, что необходимые грузы «приходится двигать практически вручную по карте страны», и все равно они доходят из Москвы «не за 30 дней, как до 2022 года, а за 60».

В августе 2023 года к Восточному экономическому форуму центром социального проектирования «Платформа» было проведено исследование потребительских настроений жителей дальневосточных регионов, в ходе которого удалось опросить 900 жителей Приморского и Хабаровского краев и взять несколько десятков экспертных интервью. При этом на Дальнем Востоке нет нехватки каких-то продуктов, просто ассортимент отдельных товаров оказывается беднее, чем в других регионах России, а цены существенно выше – Хабаровский и Приморский края входят в ТОП-10 субъектов Федерации по стоимости минимальной месячной продуктовой корзины.

Опрос позволяет узнать категории товаров, по которым в макрорегионе наблюдается ассортиментный дефицит. Во-первых, это качественные фрукты, ягоды и овощи, которых не хватает 14% жителей Дальнего Востока. Из южных регионов России их везти через всю страну: либо зеленые срывают, и они так и не дозревают, либо портятся в пути. Из Средней Азии тоже привозить далеко, поэтому основные поставщики доставляют фрукты, овощи и ягоды из Китая, и, к сожалению, качество продукции иногда оставляет желать лучшего.

Во-вторых, рыба и морепродукты – каждый 10-й опрошенный ощущает их дефицит. «Но ведь океан рядом!» – скажете вы и будете правы. Только рыболовецким промыслом занимаются крупные предприятия, прямо в море продукцию морозят и готовят к отправке на экспорт или в другие регионы России. В местной сетевой же рознице оказывается импортная рыба, что возмущает покупателей. «Свою» рыбу продают в серой зоне: через объявления на сайтах, группы в соцсетях, чаты в мессенджерах. Происхождение продукции в таком случае не всегда легальное, часто это браконьерский улов.

Кроме того, 9% жителей отмечают узость ассортимента молочной продукции, 6% – мяса, 4% – колбас, 3% – сыров. Молодежь меньше замечает дефицит ассортимента, а вот потребители среднего возраста – сильнее других возрастных групп.

Несмотря на нехватку разнообразия в отдельных категориях товаров, жители Дальнего Востока не стремятся восполнять его китайской продукцией. К ней сохраняется умеренно-критическое отношение: какие-то «специалитеты» (например, папоротник) важны, а в каких-то наименованиях товары азиатского соседа воспринимаются как синоним некачественных. Российскую продукцию, наоборот, называют более экологичной и привычной. 27% купят российский товар, даже если он будет дороже китайского, 41% предпочтут отечественную продукцию, только если она будет сравнима по стоимости или ниже. В старшей возрастной группе (55 лет и старше) уверенный потребительский патриотизм выше на 4%, в младшей (18–34 года) ниже на 3%.

По мнению опрошенных в ходе исследования экспертов, ассортиментный дефицит на Дальнем Востоке за счет местных поставщиков заполнить невозможно. В регионах этого округа местные производители из-за сложной логистики не могут поставлять свою продукцию в другие федеральные округа России, что сдерживает развитие производства. При этом все эти категории восполняемы, если будет хорошо отлажена распределительная сеть. Кто-то крупный возьмет на себя логистические риски и за счет объема поставок вырулит ситуацию.

Очень долго рынок продуктовых магазинов в регионах Дальнего Востока состоял только из местных игроков. Весной 2023 года на территорию зашел крупный ритейлер, который открывает свои магазины и во Владивостоке, и в Хабаровске, и в малых городах.

С одной стороны, именно крупные федеральные сети могут стать агентами торговой интеграции, используя свою инфраструктуру для более активной дистрибьюции товаров на Дальний Восток и, с другой стороны, для расширения рынка сбыта дальневосточной продукции. Кроме того, федеральные сети могут снизить темпы роста цен в регионе за счет внедрения программ лояльности, скидок и акций и улучшить социальную ситуацию через реализацию востребованных в данных регионах общественных проектов (фудшеринг, поддержка отдельных групп населения, экологизация торговли и т.п.). При этом важно избегать избыточной консолидации рынка, что может создать угрозу уже сформировавшимся местным сетям и сложившейся системе взаимодействия с поставщиками.

Решение продовольственных проблем макрорегиона – одна из первоочередных задач в контексте улучшения качества жизни местных жителей, которые из-за усталости от накопившихся проблем стремительно уезжают из этих территорий. Например, только за 2022 год Хабаровский и Приморский края покинули по 4% населения, а треть опрошенных жителей выразила готовность к переезду. Выравнивание средовой разницы, а не только макропроекты развития, низкий процент для ипотеки и прочие принимаемые властями меры способны убедить людей остаться на Дальнем Востоке.


Читайте также


Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Игорь Субботин

Противники Турции готовятся к сокращению помощи Пентагона

0
1421
В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1848
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
2496
 В деле Владимира Тебекина появились новые лица

В деле Владимира Тебекина появились новые лица

Сергей Савельев

0
2591

Другие новости