Фото Nataliya Sadovskaya\wikipedia.org
30 августа в Черноголовке открыли площадь академика Владимира Фортова. Выдающий ученый, организатор науки, лауреат государственных и международных наград и премий, Владимир Евгеньевич Фортов был президентом Российской академии наук в 2013–2017 годах.
А почти ровно 25 лет назад, в декабре 1998 года, на международном семинаре в Москве «Перспективы научно-технической сферы России: проблемы и приоритеты» Владимир Фортов, только что покинувший пост министра науки и технологий РФ, подчеркивал: «Задача государства – обеспечить идеологическую и экономическую свободу исследований в фундаментальной науке». Тогда он подчеркивал, что наименьшие потери понесла РАН. Она и может стать точкой роста всей научно-технической сферы страны.
Трудно не согласиться с мнением большого ученого и государственного деятеля. Он знал всю кухню функционирования академической науки и государственного управления наукой изнутри. Кстати, буквально такую же позицию высказывал за 100 лет до Владимира Фортова и академик Владимир Вернадский: «Государство должно дать средства, вызвать к жизни научные организации, поставить перед ними задачи. Но мы должны всегда помнить и знать, что дальше этого его вмешательство в научную творческую работу идти не может... [Наука] довлеет сама себе. Она свободна и никаких рамок не терпит».
Однако относительно того, что РАН может стать центром кристаллизации, «точкой роста всей научно-технической сферы страны» – с этим, увы, не получилось. Более того, судя по некоторым симптомам, Российская академия наук, лишенная своих исследовательских институтов, окончательно превратилась – превращается на наших глазах – в «клуб ученых» с некоторыми экспертными функциями.
Собственно, борьба за юридическое оформление экспертной функции РАН и составляет в последние годы смысл организационной деятельности руководства академии. И, надо отметить, в этом направлении РАН действует вполне эффективно: опубликован проект постановления правительства, предусматривающий, что для получения бюджетного финансирования различных проектов теперь обязательно получение экспертного заключения РАН. Без всяких исключений.
Есть и другие приятные юридические бонусы. Правительство предложило в перечень должностных лиц, за подписью которых телеграммы категорий «Президент Российской Федерации», «Председатель Правительства Российской Федерации», «высшая правительственная» и «правительственная» передаются в приоритетном порядке, внести дополнение – «Президент федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук».
Но эти «плюшки» приходится отрабатывать…
Громкая история с отстранением от должности директора Института США и Канады РАН члена-корреспондента РАН Валерия Гарбузова. Мотивировка – «по инициативе учредителя» (согласно ст. 6 Устава РАН «Учредителем и собственником имущества Академии является Российская Федерация»; функции и полномочия учредителя «осуществляет Правительство Российской Федерации», ст. 7). Приказ вышел после того, как Гарбузов опубликовал в «НГ» свою статью о «советской мифологии» (см.: Валерий Гарбузов, «Утраченные иллюзии уходящей эпохи. Для самопознания России необходимы знания, а не мифы». «НГ» от 30.08.23). Комментариев от РАН не последовало.
Как не было комментариев от РАН, например, и в мае 2023 года, после ареста по подозрению в госизмене главного научного сотрудника Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН (ИТПМ СО РАН) Валерия Звегинцева. Между тем еще в ноябре 2022 года президент РАН Геннадий Красников на заседании Президиума РАН заявил, что в академии будут внимательно рассматривать все случаи, связанные с вопросами, которые возникают у правоохранительных органов к ученым и академикам. Президент РАН добавил, что его «позиция принципиальная: выдающиеся люди, к ним должно быть совершенно иное отношение: аккуратное, непредвзятое и соразмерное». «В последнее время, я вижу, здесь идет нехорошая тенденция с перегибами», – отмечал Геннадий Красников.
В июле нынешнего года Министерство науки и высшего образования РФ своим приказом сменило директоров Института проблем передачи информации РАН и Научно-технологического центра уникального приборостроения РАН. Сменило внезапно и вопреки мнению научных коллективов, требовавших хотя бы выборов директоров. Но самое интересное, что в данном случае Миннауки лишь согласилось с решением сразу двух отделений РАН: нанотехнологий и информационных технологий и математических наук. Членом первого является президент РАН Геннадий Красников. В это же отделение входит и президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. В апреле этого года Геннадий Красников стал почетным доктором НИЦ «Курчатовский институт». А 1 сентября Геннадию Красникову присвоено звание почетного профессора МГУ им. М.В. Ломоносова.
Похоже, многое кардинально изменилось не только в устройстве системы фундаментальных исследований (академической науки), но и в устройстве академического менталитета.
«Жизнь и наука требуют широкого взгляда на мир», – убеждает нас вице-президент РАН Степан Калмыков. И вот, оказывается, широта академических взглядов все же имеет свои рамки.
Но в интересах общества – свободное развитие науки и ученых с их взглядами, иногда противоречивыми, а подчас и ошибочными. Совершение ошибок – онтологическая составляющая процесса познания. Боящийся совершить ошибку ученый – не ученый вовсе, а чиновник.
Молчание же бюрократии от науки – плохой сигнал обществу. Либо нечего сказать по существу принимаемых решений, либо тайное несогласие с ними, либо страх публичной огласки из-за неспособности внятного обоснования разумности собственных решений.