На фото заседание фракции КПРФ в Законодательном собрании Иркутской области. Фото сайта irkutsk-kprf.ru
В последнее время не часто удается посещать с экспертными выступлениями российские регионы. Время нынче такое – всё больше боятся, как бы чего не вышло. То одних коллег иноагентами объявляют на ровном месте, то других – и вовсе в тюрьму сажают без предъявления доказательств. Опасное для политологов время, что ни говори. Однако, побывав в последнее время в Западной и Восточной Сибири, спешу поделиться выводами о том, как меняется российская региональная политика.
Первое. Удивительным образом, чем дальше от Москвы – тем больше свободы я чувствовал. В Сибири жива политическая конкуренция, и даже в нынешнее драматическое для страны время местные власти не бетонируют политическую жизнь, как в Центральной России, где все чаще в оппоненты назначаются смешные политические карлики. Демократические традиции сибиряков сильны – недаром здесь никогда не было крепостного права, да и сегодня люди не боятся «сметь свое суждение иметь». Местные оппозиционеры – что в Иркутске, что в Бурятии представители КПРФ – из разряда «палец в рот не клади». Прекрасные политические диспутанты. Самая независимая в стране избирательная комиссия – в Иркутской области, где по очевидным причинам недостоверности представленных подписей не допустили к участию список клонов из «Коммунистов России». Даже при живом красном губернаторе в Хакасии такое сделать не получилось.
Второе. Это, конечно, люди. Открытые и смелые, современные и принципиальные. Таких все меньше в столицах. В Иркутске, например, традиционно сильные местные коммунисты даже после ухода Сергея Левченко с поста губернатора не особо утратили своих позиций и снова претендуют на власть, теперь уже на выборах в Законодательное собрание региона. Получится или нет – решать избирателю, но сам факт наличия конкурентной кампании в прежде протестном регионе – безусловный плюс. А для политолога – профессиональный рай.
Третье. Это та самая конкуренция, без которой, как известно, никуда. В чем проявляется конкуренция – в наличии живых и свободных (что немаловажно), независимых и сильных политических оппонентов, в спокойном отношении к различным точкам зрения, в остаточной (по-другому, увы, не скажешь) свободе СМИ. Сибирь остается заповедником политической конкуренции, а значит, залогом развития страны. Принцип эволюции работает и в политике, где сильный становится сильным только в борьбе с более слабым. А как можно ожидать появления этих сильных, если все пространство политической борьбы забетонировано? Это я намекаю на задающих вопросы «кто, если не Путин?» и утверждающих «альтернативы президенту/губернатору/мэру нет». И не появится альтернатива в условиях политического анабиоза никогда, а в отдельные моменты истории она бывает ой как нужна!.. Мы с вами это отчетливо увидели последний раз 24 июня, во время пригожинского «марша справедливости». Наконец, эта конкуренция должна быть максимально честной – по крайней мере без привлечения правоохранительных органов.
Четвертое. Состояние экономики в регионах. Что Тюменская область, что Иркутская – регионы-доноры, и пусть в Иркутске нет столько газа и нефти, как в Тюмени, тем не менее очевидно – самый богатый город Сибири, ее столица именно здесь, на берегах Ангары. Однако же проблемы у региональных столиц приблизительно похожи – среди них общая запущенность былого архитектурного величия.
Об отношениях местной власти с бизнесом. Нынешнему иркутскому руководителю есть чему поучиться как у тюменцев, так и у своего предшественника. Регион, в котором работает ряд крупнейших российских ФПГ, просто обязан выстраивать взаимополезные связи с бизнесом. Просто губернатор должен уметь держать слово, данное бизнесу. Но для этого надо быть местным и видеть ситуацию дальше отпущенных мандатом пяти лет. А для «варяга» это уже лишнее. Тем более что в финансовом смысле Россия уже давно не является федерацией, скорее жестко унитарным государством – ведь по итогам размер собранных в регионе налогов мало влияет на итоговую сумму, полученную из центра. Трансфер денег выглядит следующим образом – все собранные регионом налоги отправляются в Москву, откуда регион получает целевой перевод, сумма которого не зависит от количества собранных налогов. «Варягу» же это все не интересно – отбыл свой номер и поехал дальше на повышение в Москву, когда позовут. И хорошо еще, если он умеет общаться с населением, а не боится его. А то довелось тут лететь одним самолетом с таким вот губернатором-«варягом» одной из южных областей Центрального федерального округа– человек за счет госбюджета попросил выкупить весь первый ряд кресел самолета, чтобы никто из простых смертных не оказался вдруг рядом, а свой чемодан известного гламурного бренда, перед тем как отдать стюардессе, закрыл на специальный замочек. Вдруг кто из смердов посмеет залезть в губернаторские трусы?! Эти начальники не то что «марш справедливости» не остановят – они боятся и не знают свой народ, которым пытаются управлять.
Пятое. Будущая повестка Сибири, безусловно, экологическая. Цифры говорят сами за себя – в азиатской части РФ 86% энергетики приходится на уголь, в то время как в европейской части – лишь 12%. Отсюда – огромные проблемы с экологией за Уралом. Серо-бурый снег от выпадения продуктов работы ТЭЦ в большинстве сибирских городов зимой, смог от лесных пожаров летом. Леса горят как по графику – пожарами скрывают незаконные лесные вырубки, которых по-прежнему много. Таким образом, экология уже является одной из важнейших проблем большинства регионов Сибири. Какая партия первой возьмет эту проблему себе на щит – та и станет управлять повесткой будущего.
Тучные годы дармовых нефтегазовых денег в госказне, похоже, безвозвратно закончились. С каждым годом бюджет на развитие будет только снижаться. Значит, и ценность государственно-частного партнерства стремительно вырастет. Инициатива будет в руках регионов – те из них, кто сумеет договориться с местными политическим и бизнес-сообществами, и станут лидерами социально-экономического развития. А вместе с оскудением бюджета и роль федерального Центра объективно начнет снижаться. Не за горами возвращение конкурентной политики на местах. Надо к этому быть готовым.