Фото REUTERS
После военного переворота 26 июля Нигер практически месяц стоит на пороге возможной интервенции стран Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС). Запад и главы соседних государств отказываются признавать свержение президента Мохамеда Базума. Франция пока демонстративно не намерена подчиняться требованию Ниамея вывезти своего посла Сильвена Итте из Нигера.
Однако заступничество за путчистов своеобразных «коллег» из Мали и Буркина-Фасо, а также наличие желающих добровольно защищать новый режим, который декларирует себя противником курса на «неоколониальное» будущее народа, заставляют задуматься возможных интервентов о том, во что им обойдется восстановление конституционного порядка.
Тем не менее обстановка продолжает быть накаленной: на саммите ЭКОВАС было объявлено, что уже определена дата военного вмешательства. Однако путчисты во главе с генералом Абдурахманом Тчиани – председателем созданного после путча Национального совета по спасению родины – идти на кардинальные изменения не намерены. Первые важные шаги, на который они пошли, – принятие делегации ЭКОВАС во главе с экс-президентом Нигерии Абдусаламом Абубакаром, и то не с первой попытки, и организация встречи Абубакара со свергнутым президентом. Впрочем, важно и то, что Ниамей все-таки пока не намерен просить о помощи группу «Вагнер». Это, видимо, было одной из красных черт, прочерченных Западом вместе с требованием гарантировать безопасность Базуму и не устраивать для него показательного судилища, которое жителям страны уже было пообещали путчисты.
Несмотря на остающиеся надежды на дипломатическое решение конфликта (в частности, на такое развитие формально все еще рассчитывают США), его реализация с сохранением лица какой-либо из сторон становится все менее возможной. Тчиани пошел на довольно хитрый шаг и объявил о том, что страну ждет трехлетний переходный период, но какой-либо конкретики в связи с этим публике не представил, а возвращение Базума к власти, которого путчисты собирались судить за «измену родине», он допустить, возможно, уже не может. Тчиани в такой инициативе стал не первым: в Мали двухлетний переходный период объявили в июне прошлого года.
При этом значительно усилились позиции Нигера, который поначалу мог казаться для ЭКОВАС относительно «легкой» в плане интервенции страной. Военный потенциал государства несравним с Нигерией, особенно в связке с Кот-д’Ивуаром и Сенегалом. Однако с поддержкой Мали, Буркина-Фасо и вступлением в ряды армии более 10 тыс. добровольцев вооруженные силы страны выглядят уже не такими «беззубыми». Странам – членам ЭКОВАС, а точнее, 15 членам организации (кроме Нигера, Мали, Буркина-Фасо и Гвинеи) вряд ли выгодно ждать, когда добровольцы из Нигера улучшат свою боевую подготовку.
Но заявления путчистов продолжают быть воинственными: армия приведена в состояние повышенной готовности, а на митинге в поддержку путчистов член Национального совета по спасению родины Идрисса Халиду заявил, что жители Нигера – «это люди войны, и мы готовы сражаться». Он сказал, что французский посол якобы думает, что земля Нигера его, и поэтому не хочет уезжать. Халид также призвал к борьбе за то, чтобы французский контингент покинул пределы Нигера. Напомним, в стране все еще есть французские и американские солдаты (1,5 тыс. и 1 тыс. соответственно). В случае интервенции, возможно, они просто останутся на постах и не будут прямо вмешиваться в конфликт.
К слову, на митинг пришло около 20 тыс. человек. У путчистов действительно есть поддержка среди простых жителей Нигера. На демонстрации вывешивали флаги страны, России и Алжира. Последний высказался против идеи интервенции.
Помощь Запада ЭКОВАС, с одной стороны, была бы полезна, но с другой – убедит жителей Нигера в том, что организация подконтрольна Франции и Западу в целом, что может привести к еще более упорному сопротивлению. Весьма вероятно, что мнение граждан африканского государства не слишком волновало Париж поначалу. Во всяком случае, в первых числах августа министр иностранных дел Пятой республики Катрин Колонна прямо заявила, что Елисейский дворец поддержит любые попытки ЭКОВАС восстановить конституционный порядок.
Против Нигера введены санкции, от которых страдают прежде всего простые жители. Электричество доступно не всегда, уже подорожали продуктовые наборы. Но голос тех, кто желает окончания конфликта любой ценой, не слышен: пока заметнее голоса тех, кто активно поддерживает путчистов и даже готов отдать за их дело жизнь. Многие из них верят, что настоящая независимость у страны начинается только сейчас.
Отдать Нигер в руки военных Запад не хочет: Ниамей до переворота оставался едва ли не единственным бастионом Франции в Сахеле. Но время точно не играет в пользу сил, готовых к интервенции, пока в армию Нигера набираются новые добровольцы и власть Тчиани и его подчиненных начинает институционализироваться. А для ЭКОВАС, и так пассивно среагировавшего на предыдущие перевороты, новое унижение может стать последним, и лишить организацию остатков авторитета.