На фото Елена Блиновская по дороге в зал заседаний Пресненского суда Москвы. Фото агентства городских новостей "Москва"
Многие следят за перипетиями судьбы повелительницы «марафонов желаний» Елены Блиновской. Ждут, чем обернутся для нее претензии налоговиков – выраженные в космических, по меркам среднего россиянина, цифрах. Большинство следит из чистого любопытства, как за светской хроникой. Некоторые – из профессионального интереса. Но есть категория людей, которые следят с замиранием сердца. Потому что им очень не хочется повторить судьбу Блиновской.
Глядя на семейные пары Блиновских и Чекалиных, популярные блогеры-миллионники думают только об одном: сколько денег государство захочет взять с них завтра. И не в смысле ставки налога, а в смысле расплаты за прошлые грехи.
Говорят, что всплывшая некоторое время назад поистине экзотическая идея установить для блогеров отдельный код ОКВЭД порождена самими блогерами. Депутаты Госдумы лишь помогли вбросить ее и узнать официальную реакцию ведомств. Реакция в целом оказалась благосклонной: «поддерживаем», «готовы обсудить». С уточнением – «вместе с отраслевыми ассоциациями». Оно и понятно. Чиновники хоть и рады любому расширению бюрократии, но даже они толком не знают, как суконным языком регламентировать незримую связь, которая создается между блогером и его зрителем. Даже они не готовы думать о профессиональном блогерском образовании, дописывать СанПиНы с правилами охраны блогерского труда, и прочая и прочая.
В прессе вдруг начало циркулировать странное утверждение – «блогерство могут признать экономической деятельностью». Простите, но экономическая деятельность по умолчанию существует везде, где один человек платит другому за товар или услугу. Если блогер тратит время на создание контента, не ожидая взамен ничего, кроме известности, к нему вопросов нет, субъектом экономической деятельности он не является. А вот как только встает вопрос монетизации, тут интерес фискалов должен проявляться автоматически.
Заметьте, корыстные темы вокруг блогерства напрямую связаны с видеоблогингом. Не с текстовым. Ни в «Живом Журнале», ни в запрещенном «Фейсбуке» (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской), ни в разрешенном «ВКонтакте» никто еще не сумел раскрутить себя как воронку, засасывающую чужие деньги, оперируя только печатным словом. Магия притяжения дензнаков возникает исключительно там, где один человек может видеть другого. Как минимум – на фото, в идеале – в видеопотоке. Там, где мозжечок контактирует с мозжечком напрямую, без участия коры больших полушарий. Где вторая сигнальная система не особо нужна, достаточно рефлексов.
И идея «припечатать» подобную деятельность кодом ОКВЭД, думаю, связана с желанием обеления. Только не того, о котором говорят налоговики. А с морально-философским обелением, с рационализацией, то есть приданием четких контуров той бездне, в которую опасно заглядывать слишком глубоко.
Но даже если блогерство сделают официальной профессией, как это поможет блогерам обезопасить все входящие денежки? А никак. Если кто-то думает, что, проводя входящие транзакции через ИП или ООО с соответствующим ОКВЭД, он магическим образом отведет от остальных потоков взгляд налогового инспектора, то он крайне наивен.
Возвращаемся к экономическому базису блогерства. Человек в данном случае продает услугу. Точно так же, как это делает популярный певец или артист, выступающий с платным концертом. Билетов блогер, конечно, не продает, но сути дела это не меняет. Его работа – создавать тот имидж и публично выполнять те действия, лицезрение которых люди готовы оплачивать. Как же правильно и справедливо посчитать налоговую базу?
Да очень просто. Будучи порождениями цифровой эпохи, блогеры неминуемо подпадут под цифровую же пяту налогового контроля, другого пути нет. Совершенно не удивлюсь, если в ФНС в ближайшее время появится (если еще не появилось) какое-нибудь спецподразделение, отслеживающее активность сетевых властителей дум. Не в плане политического контроля, тут все давно налажено. А именно в экономическом – с оценкой и сопоставлением с фактическим денежным потоком. Благо все видно. Рекламную интеграцию посчитать легче всего, с остальными поступлениями все не так очевидно. Однако справятся. И на комиссии в налоговую блогеров будут исправно таскать с просьбами разъяснить, какие деньги упали на карту от родного дедушки, а какие от девочки-фанатки.
Кстати, у идеи «блогерского ОКВЭД» есть и продолжение, о котором пока мало кто знает. Это «блогерский реестр», вести который планируется поручить какому-нибудь что ни на есть официальному ведомству вроде того же Минцифры. Мол, вошел в него и получил если не индульгенцию, то бэджик – «я свой». Нет, ребята. Реестр, конечно, создадут. Но для служебного пользования, чтобы никого не пропустить.
На самом деле не нужно для блогеров ничего отдельного. Ни ОКВЭД, ни налоговых режимов. Все давно придумано. Все, что нужно, – это поскорее избавиться от иллюзии, что деньги, перемещающиеся по ту сторону монитора, никому не видны.