0
6168
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

21.08.2023 18:25:00

Европейский рынок газа пришел в новое равновесие

Потери от сокращения поставок несет не только "Газпром", но и промышленность ЕС

Кирилл Родионов

Об авторе: Кирилл Владимирович Родионов – эксперт Института развития технологий ТЭК.

Тэги: газпром, газ, экспорт, европа, электроэнергетика, промышленность

Все статьи по теме "Санкционные войны"

газпром, газ, экспорт, европа, электроэнергетика, промышленность Иллюстрация Reuters

Экспорт «Газпрома» в Европу постепенно восстанавливается. Если во втором квартале 2023 года объем трубопроводных поставок газа из России в ЕС составлял 67 млн куб. м в сутки (куб. м/сут), то за неполный третий квартал (с 1 июля по 12 августа 2023 года) он достиг 84 млн куб. м/сут, согласно данным Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG). Правда, это все равно в четыре с лишним раза ниже уровня, который можно было наблюдать накануне энергетического кризиса, в четвертом квартале 2021 года, когда объем поставок «Газпрома» в ЕС составлял 366 млн куб. м/сут.

Европейский рынок за прошедшие полтора с лишним года пришел в новое равновесие, хотя круг поставщиков газа в ЕС остался неизменным. Как и в конце 2021 года, их можно сгруппировать в шесть основных категорий. Во-первых, «Газпром», который после аварий на «Северных потоках» использует для поставок в Европу одну из газоизмерительных станций (ГИС) украинской газотранспортной системы (ГИС «Суджа» мощностью 244 млн куб. м/сут), а также балканскую ветку «Турецкого потока», мощность которой составляет 43 млн куб. м/сут. Во-вторых, Норвегия и Дания, экспортирующие газ преимущественно с месторождений, расположенных в Северном море. В-третьих, Великобритания, ключевым каналом поставок которой является газопровод «Интерконнектор», соединяющий терминал в английском Бэктоне с бельгийским Зебрюгге. В-четвертых, Азербайджан, который экспортирует газ с помощью Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического трубопроводов (TAP) транзитом через Грузию и Турцию. В-пятых, страны Северной Африки – Ливия и Алжир, который для поставок в ЕС использует в том числе транзитные нитки, проходящие по территории Туниса и Ливии. В-шестых, поставщики сжиженного природного газа (СПГ), отгрузки которых фиксируются в статистике ENTSOG после того, как регазифицированный СПГ направляется в трубопроводные системы стран – членов ЕС.

Ключевым изменением, произошедшим с начала энергетического кризиса, стало резкое сокращение поставок «Газпрома» и, как следствие, доли компании на европейском рынке. Как уже упоминалось выше, их объем за полный третий квартал 2023 года составил 84 млн куб. м/сут, в несколько раз уступив уровню четвертого квартала 2021 года (366 млн куб. м/сут). Доля «Газпрома» в структуре импорта газа в ЕС за тот же период сократилась с 37 до 10%.

Нишу «Газпрома» частично заняли поставщики СПГ. За неполный третий квартал 2023 года объем поставок СПГ в страны ЕС достиг 310 млн куб. м/сут, а их доля в общей структуре импорта газа в Евросоюзе достигла 38%.

Поставки всех прочих производителей оставались примерно на одном и том же уровне. Так, за неполный третий квартал 2023 года их суммарный объем составил 429 млн куб. м/сут, лишь ненамного превзойдя уровень четвертого квартала 2021 года (414 млн куб. м/сут). Сравнительно высокие колебания поставок были характерны только для Британии, которая по мере сокращения поставок «Газпрома» постепенно наращивала экспорт в ЕС. Если в четвертом квартале 2021 года трубопроводные поставки в страны Евросоюза составляли 36 млн куб. м/сут, то во втором квартале 2022 года их объем достиг 88 млн куб. м/сут. При этом доля Великобритании в общей структуре импорта газа в ЕС выросла с 4 до 8%.

В целом по итогам более чем полутора лет энергетического кризиса низкие поставки «Газпрома» стали восприниматься как новая норма. Доля «Газпрома» в структуре импорта газа в ЕС снизилась с 37% в четвертом квартале 2021 года до 10% за неполный третий квартал 2023 года, тогда как доля СПГ выросла с 22 до 38%, а общая доля трубопроводных поставок из Великобритании, Норвегии, Дании, Азербайджана и стран Северной Африки – с 41 до 52%. Поэтому даже небольшое увеличение поставок «Газпрома», произошедшее в июле и августе 2023 года, больше не оказывает серьезного влияния на цены.

Впрочем, тот факт, что на рынке сложилось новое равновесие, не отменяет того, что сокращение поставок «Газпрома» привело к снижению общего импорта газа в Европе. Экспорт «Газпрома» в ЕС в третьем квартале 2023 года был ниже уровня четвертого квартала 2021 года на 282 млн куб. м/сут, тогда как поставки СПГ за тот же период увеличились на 95 млн куб. м/сут, а поставки всех прочих производителей – лишь на 15 млн куб. м/сут. В результате общий импорт газа в ЕС в третьем квартале 2023 года остается ниже докризисного уровня на 17% (на 172 млн куб. м/сут).

Отчасти это связано с целенаправленной экономией газа, о которой страны – члены ЕС договорились еще летом 2022 года. Одной из форм экономии является минимизация использования газа в электроэнергетике. По данным Ember, выработка электроэнергии из газа в ЕС по итогам первых семи месяцев 2023 года снизилась на 13% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года, а доля газа в структуре электрогенерации в ЕС сократилась с 19 до 18%. Это во многом объясняет, почему запасы газа в европейских подземных хранилищах (ПХГ) остаются выше прошлогоднего уровня, даже несмотря на сокращение импорта: если 14 августа 2022 года ПХГ на территории ЕС были заполнены на 74,8%, то ровно год спустя – на 89,8%.

Но экономия газа оборачивается потерями для европейской промышленности. По данным Евростата, промышленное производство в странах еврозоны сокращалось на протяжении четырех из последних шести «статистически доступных» месяцев: в марте 2023 года – на 1,5% в годовом выражении, в апреле – на 0,1%, а в мае и июне 2023 года – на 2,5% и 1,2% соответственно. Правда, потери несет и «Газпром», столкнувшийся с резким падением экспортной выручки, о чем косвенно свидетельствуют данные Минфина, согласно которым поступления в федеральный бюджет по экспортной пошлине на газ по итогам первых семи месяцев 2023 года снизились на 78% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года (на 957 млрд руб.).

Это хорошо иллюстрирует промежуточные итоги энергетического кризиса. Структурная перестройка импорта и сокращение спроса привели к устойчивому снижению цен: средняя цена газа на ключевом в Европе хабе TTF в июле 2023 года была на 81% ниже, чем в июле 2022 года (342 долл. за 1 тыс. куб. м против 1838 долл. за 1 тыс. куб. м). Но сокращение трубопроводных поставок газа из России оказалось настолько сильным, что серьезные издержки несет не только «Газпром», но и европейская промышленность, которая балансирует на грани рецессии. Выходом для обеих сторон может быть только восстановление поставок до докризисных уровней – это облегчит доступ европейских промышленных производителей к сырью и при этом позволит «Газпрому» восполнить финансовую дыру, образовавшуюся из-за резкого падения экспорта. n

 


Читайте также


Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
702
Турция готова снять эмбарго с Израиля

Турция готова снять эмбарго с Израиля

Игорь Субботин

Сектор Газа перестал ссорить соседей по Средиземноморью

0
555
О развороте на глобальный Юг, его особенностях и проблемах

О развороте на глобальный Юг, его особенностях и проблемах

Развивающиеся страны задыхаются от задолженности, инфляции, отсутствия долгосрочных инвестиций и доступа к рынкам

0
660
К газовым претензиям Кишинева к Москве добавились транспортные

К газовым претензиям Кишинева к Москве добавились транспортные

Светлана Гамова

Большегрузы с молдавскими яблоками "заблудились" в России

0
640

Другие новости