Фото REUTERS
Одной из главных новостей прошедшей недели стало убийство кандидата в президенты Эквадора Фернандо Вильявисенсио. Сами досрочные выборы пройдут 20 августа, действующий президент страны Гильермо Лассо после фактически его парламентского отстранения от реальной власти решил не выставлять на них свою кандидатуру. А саму эту сравнительно небольшую андскую страну в последние месяцы буквально захлестнула волна насилия в самых жестоких формах – от массовых побоищ в тюрьмах до настоящих сражений между преступными группировками и полицией в городах.
Во многом сам по себе факт убийства одного из кандидатов в президенты страны, да еще вроде как играющей в выборных традициях «по демократическим правилам» – явление, безусловно, из ряда вон выходящее. Однако вокруг и самого этого государства, и именно традиций предвыборного насилия в Латинской Америке есть очень много вполне, как это ни покажется циничным, обыденного и привычного. И касается это не только Эквадора, но и всей системы борьбы за власть практически во всех государствах этого региона.
Мне дважды доводилось принимать участие в качестве наблюдателя на президентских выборах в Эквадоре от Организации американских государств (ОАГ), и могу засвидетельствовать, что «снять с пробега» как в этой стране, так и повсюду в Латинской Америке можно абсолютно любого. Нюансы будут лишь в форме снятия, морального или физического уничтожения неугодного кандидата или все решится «воспитательной беседой», которую с рвущимся во власть проведут либо сами ее хозяева, либо нанятые ими «решительные парни с автоматами наперевес».
Особенно прославилась убийствами кандидатов в президенты в свое время Колумбия. Но там все и всегда объяснялось правлением наркомафии. А уж свалить любое политическое убийство в стране на главу Медельинского картеля Пабло Эскобара считалось правилом хорошего тона местной журналистики.
Еще одной крайне опасной страной для кандидатов, «не по договоренности рвущихся во власть», является Мексика. Именно там в ноябре 1993 года Институционно-революционная партия (ИРИ) объявила о выдвижении в президенты Луиса Дональдо Колосио. А через полгода он был убит Марио Абурто Мартинесом в штате Тихуана на границе с США.
Несколько иной видится мне подоплека нынешнего убийства кандидата в президенты Эквадора. Да, там нет, как в соседней Колумбии, обширных плантаций коки или нарколабораторий. Но именно Эквадор является важной перевалочной базой и территорией кровопролитных сражений между крупнейшими наркокартелями региона.
В важнейшем деловом центре страны – Гуаякиле в тюрьмах вот уже более двух лет идут разборки между сидящими за наркоторговлю боевиками. В них погибло около 1 тыс. человек (среди них более сотни полицейских). Так вот, убитый Вильявисенсио, называвший себя журналистом-расследователем, обвинял в содействии местной наркомафии бывшего президента страны Рафаэля Корреа, который нынче скрывается в Бельгии. Его в Эквадоре заочно обвинили в коррупции и осудили на восемь лет, но Корреа остается на свободе и даже сотрудничает с телеканалом RТ.
Лидер нынешней президентской кампании Луис Гонсалес фактически ставленник Корреа, и он в своих предвыборных выступлениях обвиняет в связях с албанской мафией действующего президента Гильермо Лассо. В связи с убийством Вильявисенсио подельниками главарей наркомафии региона (а президент Эквадора попросил помочь следствию сотрудников американского ФБР) стоит вот на что обратить внимание.
Так, убитый кандидат в президенты никогда и ни в чем не угрожал самой системе, сложившейся в Эквадоре. Да, он громогласно обещал избирателям бороться в случае прихода к власти с коррупцией, но прекрасно понимал, что никаких реальных рычагов у него даже на президентском посту для этого не будет. К тому же, по последним опросам, у убитого были шансы набрать максимум 3–5% голосов избирателей, что не давало ему шансов на победу. Но зато его устранение, да еще столь запугивающим образом должно было, по мнению устроителей убийства, сыграть свою важную «воспитательную роль».
И думаю, что подобный посыл был четко и недвусмысленно сделан не только в адрес любого следующего кандидата в Эквадоре, но и всей политической системы в Латинской Америке. Этим убийством не важно кто конкретно – сами наркоторговцы, их наемники, люди, связанные с другими преступными деяниями, – напомнил всем политикам сразу: власть в любом случае останется у них. А кто станет им мешать – те будут просто убраны с дороги.
Ни для кого ведь не секрет, что международные преступные группировки фактически превратили Эквадор в один из важнейших центров накопления своих богатств. Так называемые элементы «гражданской революции» бывшего левого президента Корреа были свернуты, а власти резко усилили по всем позициям сотрудничество с США. Соответственно любой кандидат в президенты, кто даже лишь на словах осмелится угрожать изменениям в политической системе Эквадора, будет беспощадно уничтожен. И это – открытое предупреждение как всем оставшимся в числе участников президентских выборов в стране, так и всем политикам Латинской Америки, которые по каким-то причинам попытаются пересмотреть важнейшие системные основы существующего ныне в регионе политического пейзажа.