0
6675
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

06.08.2023 17:49:00

Сергей Миронов: Необходим кардинальный пересмотр избирательного законодательства

Ранее вносившиеся поправки работали в пользу только одной партии

Сергей Миронов

Об авторе: Сергей Михайлович Миронов – руководитель фракции «Справедливая Россия – За правду» в Государственной думе РФ.

Тэги: избирательное законодательство, монополизм, ер, муниципальный фильтр, власть, общество, миронов, мнение


избирательное законодательство, монополизм, ер, муниципальный фильтр, власть, общество, миронов, мнение Фото с сайта mironov.ru

Избирательное законодательство в нашей стране, наверное, одно из самых гибких в мире, оно меняется с завидной частотой. Проблема в том, что «изгибается» это законодательство только в пользу одной партии. Все законодательные изменения последних десятилетий служат исключительно укреплению монополизма «Единой России». В этом русле и «муниципальные фильтры» на выборах губернаторов, и тотальная отмена прямых выборов мэров, и сокращение партсписков на выборах в заксобрания, благодаря чему у нас в отдельных городах уже действуют однопартийные парламенты. То есть избиратели, которые не поддерживают ЕР, просто не имеют своих представителей в горсоветах.

Отмечу, что это наступление на права избирателей и оппозиционных партий в последнее время ведется «втихую», исключая широкое общественное и даже парламентское обсуждение. Например, в прошлом году принимается рамочный закон о ДЭГ (дистанционном электронном голосовании). Который, кстати, мог бы уточнить многие спорные моменты этой процедуры, но большинство ЕР утверждает его в нарочито общих формулировках. А «прицепом» ко второму чтению законопроекта появляется поправка совсем из другой оперы – о частичном упразднении членов комиссий с правом совещательного голоса. Поясню, для оппозиционных партий это были «глаза и уши», ключевые представители с максимально широкими полномочиями по контролю за ходом голосования. Теперь на уровне окружных, территориальных, участковых избиркомов их нет.

Другой пример – в 2020 году принимается закон о многодневном голосовании (которое ввиду окончания пандемии давно пора отменить, «Справедливая Россия – За правду» вносила такой законопроект). К нему цепляется еще ряд выгодных для «Единой России» поправок. В том числе о «региональном цензе» для наблюдателей. Если коротко, наблюдать за ходом голосования могут только граждане с пропиской по месту выборов. Теперь это ограничение вступает в конфликт с новой нормой об экстерриториальных участках. Эти участки были необходимы для четырех новых регионов, но думское большинство распространило их на всю страну. В условиях «регионального ценза» не ясно, кто будет наблюдать за выборами вне «своих» территорий.

В общем, ограничений и допущений единороссы напринимали столько, что они уже противоречат друг другу, тем более что бьют всегда только в одни ворота.

В худших традициях КПСС

В последнее время позиции думского большинства все чаще подыгрывает и ЦИК. Например, Госдума принимает норму о сцециально отведенных местах для наблюдателей и журналистов на участках. ЦИК в практической реализации мог бы эту норму корректно уточнить и смягчить. Но в профильном постановлении наблюдателей и журналистов «пригвождают» к этим отведенным местам, свободное перемещение по участкам исключается.

То же самое с экстерриториальными участками – Центризбирком максимально смягчает требования к формированию и работе комиссий на таких участках. До такой степени, что объективное наблюдение там вообще вряд ли возможно.

На днях ЦИК принимает еще одно постановление под предстоящие осенние выборы – о запуске пилотного проекта «Мобильная УИК» (УИК – участковая избирательная комиссия. – «НГ»). Этот проект предполагает подомовой обход избирателей членами УИК для информирования о выборах. У нас век цифровизации, у нас дистанционное голосование в четверти регионов, и в этих условиях правда требуется очное поквартирное информирование? И мы же понимаем, кто такие в своем большинстве члены УИК. Бюджетники, зависимые от руководителей с партбилетами «Единой России», а то и сами имеющие те же партбилеты. Не перейдет ли информация в агитацию? Вопрос риторический.

При такой законодательной базе сомневаться в «успехах» ЕР на предстоящих выборах, к сожалению, не приходится.

Вопрос в том, нужны ли эти успехи государству и обществу? Нужна ли эта безраздельная монополия, все ярче бронзовеющая, все больше напоминающая КПСС в худшие годы? Не говоря о нарочито низкой явке, которая зачастую не превышает 20%, у граждан все меньше возможностей влиять на избирательные процессы и вообще иметь своих представителей во власти. А у исполнительной и законодательной власти все меньше интереса слушать и слышать людей. Монополизм ЕР все глубже вбивает клин между властью и обществом, и этот разрыв связей сегодня особенно опасен. Для его преодоления нужны кардинальные изменения избирательной системы.

Лекарство от монополизма

Еще несколько лет назад ЦИК заявлял о необходимости разработки нового избирательного кодекса. Конкретные предложения по его содержанию вносили и эксперты, и наша партия, и другие. Главное, что этот кодекс должен служить не интересам одной силы, а возрождению всей партийно-политической системы РФ. Ключевые изменения, которые необходимы в законодательстве:

– возвращение прямых выборов мэров;

– отмена муниципального фильтра для парламентских партий на выборах губернаторов;

– возможность создавать избирательные блоки и объединения;

– перенос единого дня голосования на более удобное для избирателей время, как минимум на октябрь;

– отмена многодневных выборов, единый день голосования должен проходить в один день;

– полная отмена досрочного и надомного голосования;

– возвращение к смешанной системе на выборах в заксобрания всех уровней, когда половина депутатов избирается по партийным спискам, половина – по одномандатным округам;

– максимальная конкретизация и прозрачность всех процедур ДЭГ, в том числе механизма наблюдения и проверки голосов;

– снятие всех принятых ограничений по наблюдению и контролю за выборами.

Все эти инициативы фракция «Справедливая Россия – За правду» неоднократно вносила в Госдуму. По отдельным вопросам, например сокращению партсписков на выборах депутатов, я обращался напрямую к президенту.

Мы будем вносить законопроекты вновь. Хотя с учетом большинства «Единой России» в парламенте мы понимаем, чем ответит Госдума. Поэтому мы продолжим убеждать в необходимости кардинального пересмотра избирательного законодательства руководство страны. Нужно исправлять тот законодательный крен, из-за которого политический корабль может лечь на борт, восстанавливать здоровый баланс сил, систему противовесов на партийном и общественном поле. Между интересами политической монополии и интересами власти нет знака равенства, хотя его и пытаются «пририсовать». Между ними есть прямое противоречие, которое пора устранять. 


Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1435
США грозят Китаю с Марианских островов

США грозят Китаю с Марианских островов

Данила Моисеев

Возрождается авиабаза, с которой вылетали самолеты для ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки

0
1490
На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
1264
«Приключениям Незнайки...» – 70

«Приключениям Незнайки...» – 70

Ольга Камарго

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Коротышки, питерские рюмочные и учебник капитализма Николая Носова

0
1234

Другие новости