Графика freepik.com
Последнее время много говорят о тенденции снижения административного давления на российское предпринимательство и связанных с этим позитивных результатах. Отмечают улучшение делового климата в стране, привлечение новых инвестиций, усиление защиты бизнеса от внезапных ударов со стороны. Однако так ли все безоблачно?
Согласно Индексу административного давления за 2023 год, который ежегодно замеряет аппарат бизнес-омбудсмена, уровень административного давления на предпринимательскую деятельность значительно снизился в 2023-м по сравнению с прошлым годом. На 70% уменьшилось число проверок: 292 тыс. против 976 тыс. соответственно. Улучшилось и качество контрольно-надзорных мероприятий. Правительство России ввело запрет на многие внеплановые проверки.
В последние годы также были приняты законы, направленные на упрощение процедур регистрации бизнеса и уменьшение налогового бремени для предприятий. Это привлекло в том числе инвесторов из дружественных стран. Были созданы специальные инвестиционные зоны (СИЗ). Среди их преимуществ – освобождение от налогов на прибыль или земельный участок в аренду на определенный период времени. Но, несмотря на очевидную позитивную динамику, проблемы все еще остаются.
Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство содержит нормы, регулирующие производство в отношении преступлений, связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью. В теории это должно служить дополнительными гарантиями неприкосновенности инвестиций и законных коммерческих инициатив. Однако наблюдаются систематические нарушения, вызванные либо превышением полномочий правоохранительными органами, либо небрежным отношением к ним. Так, согласно данным статистики МВД РФ, число преступлений, связанных со взяточничеством (получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве), увеличилось на 27,73% – с 13,2 тыс. в 2018 году до 16,9 тыс. в 2022 году. При этом за январь–июнь 2023 года уже совершено 11,5 тыс. аналогичных преступлений, что составляет 68,23% от показателей 2022 года.
Неоднозначна и практика применения уголовного законодательства касательно предпринимателей, обвиняемых по экономическим статьям Уголовного кодекса РФ. К примеру, с 2019 по 2023 год, наоборот, увеличилось число дел, связанных с экономическими преступлениями. С 2019-го по 2022 год их численность выросла на 6,2% – до 111,4 тыс. по итогам прошлого года. При этом за январь–июнь 2023 года уже совершено 67,3 тыс. аналогичных преступлений, что составляет 65,27% от показателей 2022 года.
Чаще всего речь идет о нарушении правил банкротства и незаконном обороте денежных средств. Несмотря на высокую степень общественной опасности, не все они могут быть квалифицированы как уголовные преступления. Практика показывает, что некоторые предприниматели зачастую могут становиться жертвами произвола. В результате предприниматели теряют свой бизнес, репутацию и лишаются свободы. В прошлом году рассмотрено 5,8 тыс. дел этой категории в отношении 6,6 тыс. граждан. Осуждено 4,8 тыс. человек, или 73%, и только в отношении 27% уголовное преследование было прекращено судом.
В середине июня этого года Пленум Верховного суда РФ принял постановление о внесении в Госдуму проекта поправок в ст. 5 УПК РФ для усиления процессуальных гарантий субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Принятие законопроекта, по мнению разработчиков, должно улучшить уголовное судопроизводство и защиту прав предпринимателей. Количество случаев заключения под стражу будет сокращено, что позволит им продолжать свою деятельность во время расследования и судебного процесса. Это защитит бизнес от злоупотреблений при следственных действиях, включая изъятие вещей и документов. Принятие этого законопроекта гуманизирует уголовное судопроизводство и повысит гарантии для подозреваемых и обвиняемых.
Что еще может изменить ситуацию? Во-первых, расширение полномочий органов прокуратуры. Сейчас их возможности ограничены в защите прав предпринимателей, которые обвиняются по экономическим статьям УК РФ. Предложенная мера позволит эффективнее отстаивать права бизнес-сообщества и обеспечивать справедливость в судебных процессах.
Во-вторых, декриминализация и классификация определенных уголовных преступлений как административных правонарушений. Например, сюда может быть отнесено незаконное предпринимательство. В итоге уменьшится количество уголовных дел и сократится нагрузка на судебную систему.
В-третьих, приоритетность применения мер пресечения, которые не связаны с лишением свободы. Такая крайность может приводить к неоправданным ограничениям прав предпринимателей. Активная практика применения таких мер, как залог или запрет определенных действий, поможет не перегибать палку.
Предлагаемые законодательные изменения помогут улучшить деловой климат в стране и привлечь больше инвестиций. Бизнесмены будут чувствовать себя более защищенными и уверенными в завтрашнем дне. Это, в свою очередь, позитивно скажется на развитии российской экономики и благополучии общества. n