0
5543
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

02.08.2023 18:35:00

Запад торопится с реформой международной валютной системы

Какие ответные шаги может предпринять БРИКС

Сергей Беленчук

Об авторе: Сергей Иванович Беленчук – заместитель заведующего кафедрой мировой экономики РГГУ, ведущий научный сотрудник НИИ инновационных финансовых инструментов и технологий РЭУ имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук.

Тэги: международная валютная система, реформа, запад, брикс


международная валютная система, реформа, запад, брикс Фото freepik.com

Переформатирование международной валютной системы (МВС) вступает в завершающую стадию, несмотря на не до конца урегулированные противоречия внутри глобальных элит по поводу ее будущей архитектуры. Уже сейчас с большой степенью вероятности можно сказать, что упор будет сделан на цифровую валюту Центрального банка (ЦВЦБ), подконтрольную через различные наднациональные платформы международным финансовым организациям с последующей цифровизацией всего денежного обращения.

Пока в серой зоне остается судьба криптовалют, однако Запад спешит с реформой, чтобы не допустить окончательного оформления нового, так называемого фрагментированного, или многополярного, мира. Создание такого мира стало главнейшей угрозой для всего западного проекта.

Приоритетом на данном этапе является втягивание валют стран, которые потенциально могут отколоться от западного проекта, в предлагаемую новую систему. Это должно резко ослабить импульс по созданию каких-либо альтернативных Бреттон-Вудсу валютных систем, и прежде всего по реализации совместных проектов стран БРИКС.

Неудивительно, что в конце июня почти одновременно были обнародованы два документа, которые могут стать судьбоносными для будущего международной валютной системы: доклад МВФ «Становление платежных и контрактных платформ» и документ Банка международных расчетов (БМР) «План будущего денежной системы».

МВФ предлагает создать наднациональную платформу для реализации трансграничных платежей. Эта платформа должна опираться на единый реестр (trusted single ledger), в рамках которого обеспечивается цифровое представительство на программируемой основе (токенизация) средств Центробанков всех стран – членов фонда. Речь идет о цифровых активах, представляющих уже существующие деньги центральных банков. Это означает, что центробанки – участники проекта как бы передают в управление МВФ часть своих ресурсов.

Предполагается также, что предложенная инфраструктура сможет функционировать лишь при условии создания цифрового доллара. И такой важнейший для запуска цифрового доллара шаг уже сделан в конце июля с введением Федрезервом (ФРС) в действие системы мгновенных платежей FedNow. Она характеризуется как идеальная пусковая площадка для цифрового доллара.

Таким образом, речь идет о синхронных действиях МВФ и ФРС: Федрезерв форсирует создание цифрового доллара, а МВФ заранее готовит почву для перевода на контролируемую им программируемую платформу части резервов всех центробанков.

Непосредственной целью МВФ является установление контроля над трансграничными платежами, а также побуждение многих центробанков отказаться от создания собственных цифровых валют. Последнее связано с тем, что цифровые валюты могут теоретически обеспечить независимость от контроля МВФ.

БМР выступил со своим проектом валютной реформы. Он предусматривает сохранение двухуровневой денежной системы с переводом активов обоих уровней (центральных банков и коммерческих банков) в цифровой формат. С этой целью предусматривается новый тип инфраструктуры финансового рынка – Единый программируемый реестр (Unified Programmable Ledger). Составной частью активов предлагаемой системы помимо ЦВЦБ должны стать частные цифровые деньги в виде цифровых депозитов коммерческих банков.

План Банка международных расчетов по своему охвату явно превосходит аналогичную инициативу МВФ. В проекте фонда речь идет о цифровизации лишь денег Центрального банка, причем в части, переводимой на предлагаемую платформу, в то время как у БМР цифровизации подлежат все активы. БМР в отличие от МВФ не выступает за создание единой наднациональной платформы в качестве первого шага реформы, а предлагает начать с цифровизации национальных или региональных денежных систем.

Вместе с тем оба плана в своей основе не противоречат друг другу. Они как бы описывают различные варианты запуска валютной реформы с целью сохранения доминирующего положения Запада. Кроме того, они ориентированы на достижение компромисса между государственными институтами и глобальными корпорациями по еще не урегулированным вопросам.

Особого внимания заслуживает позиция МВФ и БМР в отношении места в будущей международной валютной системе децентрализованных крипто – прежде всего биткойна. БМР считает, что криптовалюта не может стать несущей конструкцией будущей системы. МВФ же ограничивается тем, что предлагает центробанкам более строго контролировать эмиссию и обращение частных цифровых валют, а также сделать ЦВЦБ более привлекательной валютой, чем крипто.

Некая неопределенность в подходе МВФ отражает противоречивую ситуацию, сложившуюся вокруг биткойна. Вопреки скептическому, если не негативному отношению большинства денежных властей к крипто два крупнейших глобальных инвестиционных фонда – BlackRock и Fidelity – буквально накануне обнародования докладов МВФ и БМР подали заявки на создание биржевых фондов по спотовым операциям с биткойном. По мнению американских экспертов, одним из объяснений действий глобальных корпораций может стать намерение последних поставить под контроль значительную долю оборачивающихся на рынке реальных биткойнов, против которых будут выпускаться фьючерсные контракты.

Как бы ни развивалась ситуация с биткойном, можно констатировать, что, несмотря на некую незавершенность плана реформы, ее общая направленность уже не вызывает сомнения.

В этих условиях России вместе с другими странами БРИКС важно сделать первый шаг по формированию действительно независимой от Бреттон-Вудса валютной системы. При этом на данном этапе, конечно, речь не может идти о создании единой наднациональной валюты. Правильнее говорить о создании наднациональных расчетно-клиринговых инструментов.

Эти инструменты должны быть обеспечены реальными материальными ресурсами. Одним из вариантов может рассматриваться использование дуальных товаров (обладающих товарными и денежными свойствами одновременно). К последним относятся нефть, газ, драгоценные и редкоземельные металлы, зерно, олово, титан, хром, уран, литий.

Главное – алгоритм создания подобных инструментов уже имеется, и он был полностью разработан в России. 


Читайте также


Лукашенко посетовал, что БРИКС не отвечает широким ожиданиям

Лукашенко посетовал, что БРИКС не отвечает широким ожиданиям

Дмитрий Тараторин

Международная конференция в Минске задает параметры многополярности

0
2431
Дети киргизской элиты пошли в политику

Дети киргизской элиты пошли в политику

Виктория Панфилова

Власти страны призвали проверять кандидатов в депутаты на причастность к коррупции и криминалу

0
2197
Константин Ремчуков. Китай собирается отправлять в космос туристов уже в 2027 году

Константин Ремчуков. Китай собирается отправлять в космос туристов уже в 2027 году

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 28.10.24

0
2309
Грузию предложили передать под внешнее управление

Грузию предложили передать под внешнее управление

Игорь Селезнёв

Орбан поддержал правительство Кобахидзе

0
3172

Другие новости