Фото Reuters
Вступление в НАТО Финляндии, состоявшееся в апреле 2023 года, и в перспективе присоединение к блоку Швеции существенно меняют баланс сил как в Балтийском регионе, так и в Арктике. Параметры этих изменений еще будут уточняться, однако с учетом растущей военной активности США в регионе и доступной информации о перспективах развития вооруженных сил стран Фенноскандии можно предполагать, что противостояние рискует оказаться более масштабным, чем в годы холодной войны, особенно учитывая, что Швеция и Финляндия в тот период были нейтральными государствами.
Анализируя процесс военного строительства в Финляндии и Швеции, необходимо заметить, что трансформация вооруженных сил этих стран в логике противостояния с Россией началась до последнего расширения НАТО и их вовлеченность в партнерство с НАТО, как и уровень военно-технического сотрудничества со странами альянса, оставались высокими на протяжении последних десятилетий.
Еще до начала российской специальной военной операции в Украине был принят ряд решений, способных в перспективе оказать существенное влияние на баланс сил в регионе. Это касается, в частности, приобретения истребителей F-35 Финляндией – 64 такие машины должны быть поставлены в 2025–2030 годах, сменив в составе ВВС закупленные в 1990-х истребители F/A-18. До этого было принято решение о наращивании военных расходов Швеции на 40% (примерно до 11 млрд долл.) и увеличении общей численности вооруженных сил военного времени с 55 до 100 тыс. человек к 2030 году. Военные расходы наращивает и Финляндия – в 2023 году они составили 6,3 млрд долл. по сравнению с 3,5 млрд долл. в 2019 году.
Учитывая, что по отдельности Швеция, Финляндия, как и другие страны Фенноскандии, не представляют собой значительной военной силы, пристальное внимание следует уделять их участию в различных совместных проектах – как общенатовских, так и региональных. Одним из таких проектов, потенциально способных представлять значительную угрозу, может стать создание объединенной группировки ВВС Швеции, Норвегии, Финляндии и Дании численностью около 250 боевых самолетов, которая будет действовать под единым управлением. Отдельно стоит отметить возможное подключение к этой инициативе других стран НАТО – в первую очередь США, Канады и Великобритании, которые могли бы участвовать и в обеспечении командной структуры, а также усилить собственно боевой потенциал ВВС стран региона. В части сотрудничества с прибалтийскими странами можно выделить планы Финляндии и Эстонии о создании совместной системы береговой обороны, что создает прямую угрозу потенциальной блокировки Финского залива в случае конфликта НАТО и России.
Анализируя сотрудничество стран Фенноскандии с США, стоит иметь в виду в первую очередь соглашения США и Норвегии о расширении американского военного присутствия в этой стране. Подписанное весной 2021 года соглашение дает США право пользоваться аэродромами Рюгге в южной части страны на побережье Осло-фьорда, Сола близ Ставангера на юго-западе Норвегии, Эвенес близ Нарвика и военно-морской базой Рамсунн, также расположенной недалеко от Нарвика на острове Хьеллёйа. Таким образом, с учетом ранее начавшегося использования ВМС США военно-морской базы Грётсунд близ Тромсё в общей сложности в распоряжении США оказываются три авиационные и две военно-морские базы. Эту активность можно считать особенно опасной с учетом регулярной переброски в регион стратегических бомбардировщиков ВВС США, а также возможности развертывания в Норвегии американских и британских противолодочных самолетов P-8A Poseidon в дополнение к норвежской группировке машин этого типа.
Сама по себе возможность такого регулярного развертывания создает прямую и непосредственную угрозу для российской группировки морских стратегических ядерных сил (МСЯС) в составе Северного флота, развернутой на Кольском полуострове, и требует принятия соответствующих мер по их защите. Отдельно в этой части необходимо отметить опыт учений в Норвегии, в ходе которых американские стратегические бомбардировщики отрабатывали взаимодействие с силами специальных операций. Предполагается, что последние могут использоваться в тылу противника для передачи на боевые самолеты информации о наиболее важных целях.
В целом если говорить о потенциальной российской реакции на усиление северного фланга НАТО, то она должна касаться всех аспектов военной безопасности, включая как количественное усиление – наращивание группировки ПВО, фронтовой авиации, сил общего назначения флота, сухопутных войск, так и качественное – развитие инфраструктуры, создание тыловых баз и пунктов обеспечения, которые позволили бы в период нарастания напряженности рассредоточить силы, выведя их из-под возможного первого удара. В целом в сложившейся обстановке вряд ли стоит удивляться тому, что повторяется та логика развития, в которой действовали в регионе Вооруженные силы СССР до окончания первой холодной войны.
Можно ли, анализируя происходящее, говорить о том, что Арктика становится более конфликтным регионом? Да, безусловно, регион, в котором наращивается военная инфраструктура и растет интенсивность боевой подготовки развернутых там сил, можно назвать регионом с растущей опасностью конфликта. Растет ли безопасность новых членов НАТО за счет присоединения к альянсу? Ответ на этот вопрос уже куда менее однозначен. Во всяком случае, вероятность вовлечения в конфликт с использованием ядерного оружия была для нейтральных Швеции и Финляндии куда ниже, чем для этих стран в составе НАТО.