0
7328
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

19.07.2023 18:47:00

Почему саммит БРИКС пройдет без Путина

Россию на встрече в Южной Африке будет представлять Лавров

Бахтияр Тузмухамедов

Об авторе: Бахтияр Раисович Тузмухамедов – профессор международного права.

Тэги: юар, саммит, брикс, лавров, мус, путин, римский статус


юар, саммит, брикс, лавров, мус, путин, римский статус На фото Владимир Путин принимает участие в 14-м саммите БРИКС в виртуальном формате по видеосвязи 23 июня 2022 года. Фото Sputnik/Mikhail Metzel/Kremlin via Reuters

В среду офис президента ЮАР Сирила Рамафосы сообщил, что на 15-й саммит БРИКС в Йоханнесбург в конце августа приедет глава МИД РФ Сергей Лавров. Президент Владимир Путин, которому в ЮАР может грозить арест по ордеру Международного уголовного суда (МУС), «по взаимной договоренности сторон» на саммит лично не прибудет, но ожидается его участие по видеоконференции.

Напомню, в чем проблема: 17 марта Палата предварительного производства МУС по ходатайству главного обвинителя Карима Хана выдала ордера на арест Владимира Путина и уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой. Как сказано в пресс-релизе МУС, их подозревают в совершении «военного преступления в виде незаконной депортации населения (детей) и незаконного перемещения населения (детей) из оккупированных районов Украины в Российскую Федерацию». Полное содержание постановления МУС не раскрывается.

Россия подписала учредивший МУС Римский статут, но в 2016 году, действуя в строгом соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров, уведомила генерального секретаря ООН о том, что не намерена становиться его стороной. ЮАР ратифицировала статут в 2000 году, приняв на себя обязательство «всесторонне сотрудничать с судом в проведении им расследования преступлений, подпадающих под юрисдикцию суда, и осуществлении уголовного преследования за эти преступления». Формы такого сотрудничества включают исполнение просьбы об аресте разыскиваемого лица, если оно оказалось на территории участника статута, и о передаче его суду.

ЮАР хорошо знакома коллизия между обязательствами по статуту и гарантиями неприкосновенности высокопоставленных гостей (см. «НГ» от 14.04.19). В июне 2015 года в Йоханнесбурге проходила Ассамблея глав государств и правительств Африканского союза (АС), в которой участвовал действующий тогда президент Судана Омар аль-Башир. В отношении аль-Башира МУС были выданы два ордера на арест, в 2013 году он не прибыл на похороны Нельсона Манделы, в 2014-м – на инаугурацию переизбранного на пост президента Джейкоба Зумы, поскольку был бы гостем правительства ЮАР и не мог получить гарантий неприкосновенности без нарушения закона об имплементации Римского статута. Однако в 2015 году аль-Башир находился там как участник многосторонней конференции на высшем уровне, и его статус определялся не столько внутренним законодательством, сколько Генеральной конвенцией о привилегиях и иммунитетах АС и специальным соглашением, которое ЮАР заключила с союзом.

Пока аль-Башир пребывал в ЮАР, отделение Высокого суда по провинции Хаутенх, в которой находится Йоханнесбург, по ходатайству НПО – Южноафриканского центра судебных разбирательств – постановило не допускать его отъезда впредь до разрешения вопроса о его аресте для передачи МУС. Правительство распоряжение не выполнило и позволило аль-Баширу покинуть страну. Высокий суд признал эти действия незаконными. Неисполнение распоряжения было обжаловано в Верховный апелляционный суд, который поддержал вывод первой инстанции. Общественники обратились в Конституционный суд ЮАР, перед которым был поставлен вопрос о том, что имеет для правительства преимущественную силу: постановление международного органа об аресте лица или обязательство обеспечить этому лицу неприкосновенность как главе государства на основании международного договора, международно-правового обычая и национального закона о дипломатических иммунитетах и привилегиях. Однако поиск по реквизитам на сайте КС ЮАР, который ранее выдавал сведения о движении данного обращения, ныне не приносит результатов. Да и на сайте заявителя вышеупомянутой НПО последнее упоминание обращения в КС датируется 22 апреля 2016 года.

Казус с аль-Баширом привел к серьезному конституционному кризису в ЮАР и едва не закончился выходом страны из МУС. Как мне кажется, конфликт в отношениях между судом и его крупнейшим и влиятельным африканским участником остается в тлеющем состоянии. Да и КС ЮАР не поставил точку в вопросе о преимуществе обязательств перед МУС над гарантиями неприкосновенности глав государств, имеющими устойчивые основания как в международных договорах, обычаях, так и в национальном праве – упомянутом законе о привилегиях и иммунитетах. Закон был принят уже после присоединения ЮАР к статуту и, являясь специальным актом, может иметь приоритет применения к участникам предстоящего саммита БРИКС. Закон гласит, что «глава государства пользуется иммунитетом от уголовной и гражданской юрисдикции судов республики», следовательно, в моем прочтении, если правительство ЮАР дает гарантии участникам саммита, их нельзя будет оспорить в судебном порядке.

БРИКС в отличие от Африканского союза – не международная организация и пока не обзавелся системой договоров, включая конвенцию о привилегиях и иммунитетах, поэтому последние регулируются источниками общего международного права и обязательствами страны-хозяйки, выраженными в политическом заявлении или правовом акте. Правовым выражением гарантий может быть специальное соглашение, заключаемое в преддверии мероприятия, подтверждающее иммунитет высоких гостей от национальной юрисдикции и исключающее исполнение поручений международных судебных инстанций как минимум на время пребывания. Но это паллиативная мера. Надежнее было бы заключить допускаемое статутом соглашение об изъятии из обязанности сотрудничать с МУС. По этому пути пошли не участвующие в МУС США, заключившие 93 таких соглашения, из них не менее 40 – с африканскими странами, в большинстве своем – после присоединения этих стран к статуту (см. «НГ» от 03.04.23). Впрочем, с ЮАР они такого соглашения не заключили, возможно, в силу несговорчивости партнера.

Не будем забывать, что, выдавая ордера на арест аль-Башира, МУС прикрылся авторитетом СБ ООН, передавшего ситуацию в суданской провинции Дарфур на рассмотрение суда, хотя и не требовавшего ареста президента. Ордера на арест российских граждан – следствие инициативы Карима Хана, движимого разными мотивами, не исключая личных, и подпираемого «группами поддержки», но не органом ООН, несущим главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. 


Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1073
Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Владимир Скосырев

Москва и Дели подтверждают курс на укрепление сотрудничества

0
1245
"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

Геннадий Петров

Саммит G20 прошел под незримым влиянием Трампа

0
2019
От Трампа ждут свержения Мадуро

От Трампа ждут свержения Мадуро

Ирина Акимушкина

Почему события вокруг Венесуэлы могут принять новый оборот

0
1675

Другие новости