Фото Reuters
В преддверии важнейшего для западных союзников ежегодного события – саммита НАТО в Вильнюсе 11–12 июля – традиционно принято подводить итоги и оценивать перспективы альянса. Государства-члены подошли к этому заседанию в состоянии, которое, с одной стороны, отражает их способность сплачиваться в ответ на внешние угрозы, а с другой – маскирует сопутствующие проблемы и противоречия. С головой бросившись в омут геополитического противостояния, НАТО настойчиво, но совсем непросто выстраивает линии укрепления, которые могут быть триггерами будущих столкновений с потенциальными противниками.
Трансатлантические союзники все больше дрейфуют от некогда восхваляемого проекта глобального либерального мироустройства к закрытому клубу единомышленников, объединенных общими целями и ценностями. И самым верным пропуском в это элитарное объединение становится «полезность» страны в деле противостояния с Россией и Китаем. Уже не осталось и следа от того либерального салона, в котором велись беседы о распространении и расширении демократии, открытых обществах и глобальных институтах.
Мирополитическая реальность оказалась не tabula rasa, на которой можно было высечь свои письмена, не даже податливым куском глины, из которого можно соорудить изваяние мирового порядка по американским лекалам. Это живая история со своими взлетами и падениями великих держав, конфликтами и соперничеством государств, периодами хрупкого равновесия и системных кризисов. Запад все больше закрывался в сжимающемся сообществе сторонников, лояльность и эффективность которых требует постоянного поддержания и хорошей муштровки со стороны лидера.
Первейшей задачей для союзников на сегодняшний день становится аккумуляция внутренних ресурсов на украинском направлении для продолжения оказания помощи Киеву без риска прямого вовлечения в конфликт с Россией. Запасы вооружений на складах стремительно заканчиваются, а военно-промышленный комплекс государств не поспевает за ростом аппетита Киева. На встрече министров обороны стран НАТО в феврале этого года было принято решение об увеличении производства и о создании запасов вооружений и боеприпасов.
Препятствием может стать нежелание и неготовность европейских стран повышать инвестиции в основную технику (20% общих расходов на оборону), хотя за период с 2014 по 2021 год рост военных расходов все же произошел. Так, военные расходы стран Европы и Канады в НАТО повысились с 289,3 млрд долл. в 2014 году до 359,6 млрд долл. в 2021-м, а с учетом США общие расходы на оборону стран – участниц альянса в 2021 году составили 1153,6 млрд долл. В преддверии саммита генсек альянса Йенс Столтенберг поделился новыми данными о расходах на оборону, сообщив, что, по данным на 2023 год, европейские союзники и Канада в целом увеличат свои военные бюджеты на 8,3%.
Другим набившим оскомину вопросом перед натовским саммитом стало членство Украины в альянсе, которое было обещано еще в Бухаресте в 2008 году. В настоящее время западные союзники не готовы предоставить Украине официальный статус члена Североатлантического альянса, дабы избежать риска ограничения «свободы рук» появлением формальных обязательств. При этом они готовы использовать всевозможные альтернативные способы заверения Украины в поддержке: гарантии безопасности по израильской модели, совместные программы по повышению оперативной совместимости, создание Совета Украина–НАТО, устные обещания принятия Киева в ряды организации и т.д.
Одновременно США активизировали усилия по агитации европейских союзников и втягиванию их в американо-китайское противостояние. И Североатлантический альянс здесь играет не последнюю роль, постепенно прокладывая себе путь в Индо-Тихоокеанский регион. В прошлом году Австралия, Новая Зеландия и Япония впервые приняли участие в саммите НАТО, который не пропустят и на этот раз. Кроме того, были налажены каналы коммуникации на уровне военных специалистов. Вдобавок не так давно было объявлено о планах открытия центра связи НАТО в Японии, что, в сущности, означает институционализацию натовского присутствия в регионе. Правда, против этой инициативы выступил президент Франции Эмманюэль Макрон, предостерегая от распыления натовского фокуса внимания на другие регионы.
Принципиально важным для Америки также является присоединение союзников к программе сокращения торгово-экономической зависимости от Китая в критически важных областях. Так, США провели достаточно эффективную лоббистскую кампанию по убеждению партнеров в присоединении к санкциям в отношении экспорта в Китай оборудования для производства чипов. Вместе с тем трансатлантические партнеры продолжают вести переговоры об объединении усилий для обеспечения безопасности цепочек поставок критически важных полезных ископаемых и сырья, в том числе за счет инвестиций в инфраструктуру государств-единомышленников (френдшоринг). Эти меры становятся средствами обеспечения экономической безопасности и одновременно инструментами конкуренции с китайской внешнеэкономической инициативой «Пояс и путь».
Европейцы не очень благосклонно относятся к американской пассионарности в борьбе с Китаем, желая как можно дольше сохранять срединную позицию балансира. Несмотря на то что ЕС объявил КНР противником, Европа очень неохотно идет на торгово-экономическое разъединение с Китаем, предпочитая более осторожный подход «снижения рисков». В частности, в заключении Евросовета от 30 июня 2023 года отмечается, что ЕС продолжит бороться с нежелательной зависимостью от Китая, но не собирается полностью порывать связи с тем, кого предусмотрительно величает «партнером, конкурентом и системным противником».
Какими бы едиными ни хотели казаться натовские союзники во время общих встреч, ежедневно они сталкиваются с проблемами коллективных действий, которые в целом являются нормальным явлением в живом организме альянса. Альянса, который инерционно воспроизводит логику борьбы с внешними угрозами и тем самым поддерживает жизнеспособность трансатлантического клуба.