Фото агентства городских новостей "Москва"
Пресс-служба Федерации еврейских общин России (ФЕОР) распространила пресс-релиз о выступлении главного раввина Берла Лазара, осуждающего осквернителей Корана в Швеции. Почему-то письмо из религиозной организации редакция «Независимой газеты» получила поздно вечером, видимо, чтобы явь и сон журналистов хорошенько смешались. Ведь в твердом уме и трезвой памяти трудно оценивать происходящее сегодня в мире.
Но обо всем по порядку. Если, конечно, во всем этом есть хоть какой-то порядок… От имени еврейской общины России «Берл Лазар выразил свое возмущение сожжением священных исламских книг не только в Швеции, но также высказал свое крайнее осуждение подобных акций в других странах мира», говорится в релизе ФЕОР. Приводится прямая речь раввина: «Всякий культурный человек понимает, что свобода не есть вседозволенность: никто не имеет права оскорблять других людей. Мы полностью солидарны с мусульманской общиной, чьи религиозные чувства подверглись тяжкому оскорблению. Уверены, что только единые действия всех верующих людей способны сегодня поставить реальный заслон действиям маргиналов-экстремистов». «История учит нас, что те, кто начинает сжигать книги, не устраивающие их по той или иной причине, принимаются затем сжигать невинных людей в печах крематориев Освенцима, Треблинки и Дахау. Особое возмущение вызывает то, что радикалы жгут книги, которые верующие люди считают святыми: это не просто преступление против той или иной общины верующих, но покушение на сами основы Бога единого», – добавил раввин. В этих словах нетрудно угадать отсылку к известной фразе поэта Генриха Гейне, только с поправкой на трагический опыт XX века.
Реакция главного раввина России объяснима: в исламском мире в подобных случаях часто прибегают к асимметричному ответу, наказывая за деяния европейских экстремистов Израиль и евреев. Вот и сейчас среди заявок на осквернение священных книг, полученных полицией Швеции, есть акция по сожжению Торы у посольства Израиля в Стокгольме. При этом все указывает на то, что в резонансных случаях осквернения святынь евреи и государство, которое называется еврейским, вообще ни при чем.
Мусульманские паблики в соцсетях утверждают, что иракский иммигрант Салман Момика, который сжег Коран в первый день Курбан-байрама в Стокгольме, – бывший полевой командир христианского ополчения во времена сражений с террористическим и запрещенным в РФ «Исламским государством». Надеемся ошибиться, но здесь уже просматривается какая-то закономерность. Российские соцсети сообщили 6 июля, что в Ульяновске был растоптан экземпляр Корана. Злоумышленником назвался приезжий из Египта, который якобы недавно принял христианство. Он же и разместил в Сети видеоролик, запечатлевший демонстрацию ненависти к священной книге мусульман. Возможно, этот человек был пьян. Он облил книгу алкоголем, который запрещен для мусульман, а затем оставшуюся в бутылке жидкость немедленно выпил.
Удивительно, но ФЕОР, представляющей в России любавических хасидов, приходится противостоять и единоверцам из других течений иудаизма, которые занялись критикой российской политики. В эти дни ультраортодоксальное сообщество Израиля с изумлением следило за заочной перепалкой раввинов из России. В одном из ивритоязычных изданий была опубликована статья бывшего главного раввина Москвы Пинхаса Гольдшмидта, где он комментировал новости о присвоении ему статуса иноагента (в документах Минюста его называют Филиппом). В происшедшем раввин увидел признаки грядущей и неизбежной волны антисемитизма в России.
В другом религиозном издании вскоре появилась статья, где неназванные лидеры еврейских общин укоряли Гольдшмидта в том, что он своими заявлениями сам провоцирует проблемы в отношении евреев РФ. Анонимные комментаторы, в которых по некоторым признакам угадываются любавические хасиды, которые, как известно, год назад заявили об отказе покидать Россию и бросать свои общины, напоминают Гольдшмидту, что большинство граждан еврейского происхождения не имеют недвижимости и иного имущества за пределами страны и вообще не приспособлены для жизни за границей.
Однако у бывших сотрудников того объединения ортодоксального иудаизма в России, который некогда представлял Гольдшмидт, есть своеобразный план. По сведениям «Независимой газеты», уже четверо их раввинов, покинувших РФ, получили общественные должности в Германии, где подавляющее большинство в еврейской общине говорит по-русски гораздо свободнее, чем по-немецки. Также известно, что эти религиозные лидеры пытаются развивать проект по возобновлению еврейской иммиграции в Германию. Впрочем, подобные планы выглядят утопичными. Похоже, что нормально устроиться на родине Гейне, где менее века назад жгли книги великого поэта, получится у считаных и наиболее удачливых эмигрантов.
По некоторым данным, духовно-юридическое наследие Пинхаса Гольдшмидта оказалось не совсем подходящим для Израиля. В пабликах, посвященных репатриации в еврейское государство, пользователи соцсетей жалуются, что власти отказываются предоставлять гражданство тем, кто проходил процедуру перехода в иудаизм под эгидой офиса Гольдшмидта. В Израиле даже создано общественное движение, которое поставило своей целью поддержку отказникам в получении полноценных документов. Положение особенно сложное на фоне той волны репатриации, которая наблюдается начиная с весны 2022 года. Кроме того, в израильском обществе растет напряжение из-за нехорошей экономической ситуации и приезда большого количества людей, которые имеют лишь отдаленное отношение к еврейскому народу. Крайне правые в правительстве Израиля время от времени поднимают вопрос об ужесточении Закона о возвращении, на основании которого происходит прием в гражданство десятков тысяч новых жителей страны.
Беспокойство религиозных лидеров понятно. Ведь они на протяжении многих лет утверждают о своей ответственности за общины. Однако отнюдь не все оказываются в состоянии эту ответственность нести. Тем более что и ноша эта, как показывают события нашего весьма не спокойного времени, можно сказать, невыносима.